Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Звонарь

24.09.2010

Звонарь

Встреча |Электрик из Павловска нашёл свою дорогу к храму

В тихий вечер «бабьего лета» не спеша поднимаюсь на колокольню старинного Казанского храма. Признаюсь, давно хотелось приблизиться к бездонному небу, хотелось и широты, и свободы…

Крутая железная лестница. Ступени – одна за другой.

И колокольный звон - кажется, звуки ниспадают прямо с неба. Но что самое удивительное, звон этот льётся прямо в душу – мощно и благотворно.

А вот и звонари, совершающие свое благое дело, - Геннадий Тебекин, Юрий Германов, Михаил Щёголев.

Поднимаюсь и думаю: «Они хоть и привыкли к своей работе, но каждый раз, наверняка, у них в душах рождается какое-то особое светлое чувство. Ведь звон-то малиновый…»

Поговорить толком не удалось, только поздоровались – звонари спешили на службу. И всё-таки один из них, Михаил Щёголев, задержался.

Вспомнили, что мы учились в одной школе. Поднялись на самый верх. Ширь и даль – невообразимые. Правда, слегка скрыты дымовой завесой: где-то далеко горели леса. Дома, городской проспект, луг, заросли деревьев у речки Осереди… И Павловск становится намного ближе и родней. Он словно лежит на твоей ладони. И сами собой из души льются древние, родниковой свежести слова: «Да святится имя Твоё».

- Мы на высоте трехэтажного дома? – спрашиваю Михаила.

- Выше. Отсюда до земли – больше двадцати метров.

Первоначально зернышко православной веры в душу маленького Михаила заронила бабушка Евдокия Трофимовна. Жила она в Ливенке (есть такая деревенька в Павловском районе), была глубоко верующей. В конце 80-х внук ничего еще не знал о Боге и о вере, но бабушкины иконы с просветлёнными ликами святых произвели на него большое впечатление и привели к мысли, что в мире есть нечто Великое.

Михаил мне рассказал, что он подолгу стоял перед иконостасом, пристально его рассматривал. На самые простые вопросы бабушка, хотя и была неграмотной, находила ответы. Но Михаил начал её расспрашивать всё подробнее и подробнее. Его интересовало буквально всё: кто изображен на иконе, кто написал их, где и как жили богомазы? «Откуда это у внучека?», - про себя все чаще удивлялась бабушка. Конечно, она понимала, что всё доброе в мире – от Бога, но многое объяснить не могла.

«Лучше бы тебе, внучек, в храм пойти, там батюшка всё знает и расскажет», - сказала как-то Евдокия Трофимовна.

Однажды двенадцатилетнего Михаила, зашедшего с мамой Лидией Николаевной в Покровский храм Павловска, настолько поразило его внутреннее убранство, что родилось непререкаемое чувство: «Господь есть! Его не может не быть!

В ближайшее воскресенье Миша снова оказался в храме. Воскресная служба ещё больше его впечатлила. Более того, он так искренне делился с матерью своими ещё полудетскими впечатлениями, что Лидия Николаевна сама не на шутку заинтересовалась. Так мать и сын стали ходить в церковь вместе.

В это же самое время батюшка Михаил Терпугов организовал Воскресную школу. Естественно, что Щёголев стал посещать занятия. Ходил туда он года полтора. Заметив духовное рвение своего маленького тёзки, отец Михаил пригласил его в алтарь. Началось постижение тонкостей церковной службы.

«Мне было очень интересно, я чувствовал громадную ответственность, - вспоминает Михаил. - Мне рассказали и показали, как разжигать и когда подавать священное кадило. Ну и многое другое, конечно».

А однажды на Пасхальной седмице Михаил попал в монастырь. Всё дышало весной. Ему очень нравилось здесь. В одно чудесное утро послушник Борис сказал Щёголеву: «Миша, надо мне помочь звонить в колокола». И показал, как это делается. Михаилу пришёлся по душе церковный звон, вернее, он на всё посмотрел другими глазами. Ведь одно дело, когда слышишь колокола снизу, с земли, а совсем другое – когда сам этот звон сотворяешь.

В храме села Лосева, куда Божья воля привела парня, поначалу колоколов не было, и Михаил Щёголев пономарил. Когда же колокола появились, то тамошний отец Леонид сказал: «Ты в монастыре звонил, звони и у нас».

После восьмилетней службы в Лосеве Михаил снова оказался в Павловске, но теперь уже в возрождающемся Казанском храме.

И с женой своей он познакомился на духовной дороге. Анастасия закончила Воронежскую духовную семинарию, она – регент, руководитель церковного хора. По её словам, у Михаила особого музыкального слуха нет, но он очень тонко чувствует ритм – знает, в какое мгновение в какой колокол ударить.

Звонарь Михаил Щёголев. Фото Сергея Луценко,
Звонарь Михаил Щёголев. Фото Сергея Луценко,

У Михаила – рабочая специальность, он электрик, хотя в свое время закончил агроуниверситет. Работа его устраивает, но это, как говорится, для пропитания большой семьи (у Щёголевых – двое детей, и вскоре ожидается прибавление), а храм – для души…

«Если милостью Божьей буду жив - здоров, - загадывает Михаил, - в будущем году обязательно совершу четырёхдневный крестный ход из Белогорья в моё любимое Костомарово…»

Беседуя, осматриваю колокольню изнутри. Могучие дубовые брусья с тёмными продольными трещинами. Связанные между собой канаты. И, конечно же, колокола – маленькие, средние, большие. Маленькие – высоко, а самый большой – 2,5-тонный «Благовест» - вот он, прямо над головой. По кругу - буквы. Не удержался и приложился ладонью к его тёплому боку. Благодать!

Автор: Сергей Луценко, г.Павловск

Источник: «Коммуна», № 140 (25571), 24.09.10г.


Возврат к списку