Поиск по сайту:
22.03.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.03.2024
Регулирование рекламной деятельности.
20.03.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
19.03.2024
Государственный кадастровый учет
18.03.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Картины быстро сменяют одна другую. Минуту спустя они склеятся в целую историю. Вот маленькие мальчик с девочкой сидят на качелях. Через секунду они же, только уже повзрослевшие, ночью и на крыше, держатся за руки. Из луны появляется хорошенький амурчик со стрелами. Ещё мгновение – и на его месте невеста в свадебном платье и жених во фраке, стоят на Каменном мосту Воронежа.
Удивительно, но всё это – картины из песка. Своеобразным холстом служит подсвеченное снизу стекло. Вместо красок - песок, вместо кисти - пальцы и ладони. Вроде бы всё просто, но не все так могут. Воронежская художница Елена Жемиря способна создавать такое волшебство.
- Увлечение песочной анимацией началось где-то год назад. При подготовке к конкурсу педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» мне нужно было придумать самопрезентацию. Вот и задумалась, как же сделать её интересной, а не банальной, - ведь стишками, песенками и рассказами о себе уже никого не удивить. Нужно было что-то очень нестандартное. Тогда и вспомнила о картинах из песка. Впервые я увидела их случайно в каком-то шоу по телевизору.
Воодушевлённая просмотром видеороликов с выступлениями мастеров, Елена Николаевна продолжала искать ответы на волнующие её вопросы. Нужно было понять, как технически создать такой светящийся стол, на котором и происходит волшебство превращения фигур друг в друга. Она не сдавалась и добывала хоть какую-нибудь информацию.
- Из выступлений разных художников пыталась выяснить параметры стола. Прикинула, что высотой он должен быть примерно как кухонный, а шириной около метра. Именно таким его я и сделала. Поработав на нём, понимаю, что с пропорциями немного ошиблась. Метра мало - надо чуть побольше.
Сейчас Елена с нетерпением ждёт нового стола. Каркас сконструировал муж, в мастерской заказали столешницу из матового стекла. Предыдущая была из обычного - снизу приходилось подкладывать кальку, чтобы при подсветке контуры рисунка были чёткими.
Конечно, техническое оснащение - не самое главное в искусстве, хотя без него тоже вряд ли что получится. Мастерство заключается в том, чтобы лишь только движением руки, лёгким прикосновением пальцев одна фигура превратилась в другую. Чтобы казалось всё воздушным, и только художник знал, какая за этой лёгкостью стоит нелёгкая работа. Картинки должны сложиться в образ, а дальше - в сюжет. Вот тут и начинается настоящее творчество.
- Сначала я мысленно продумываю все картинки, потом прорисовываю их на бумаге, и только затем переношу на песок, - объясняет Елена Николаевна. – Но анимация получится тогда, когда появится ещё и музыкальное сопровождение. Мелодия должна создавать настроение и завершать весь образ. Сложность возникает в том, чтобы на выступлении не разволноваться и не начать рисовать быстрее. А такое иногда случается. Музыка ещё звучит, а я уже всё дорисовала.
Песок для рисования обязательно должен быть мелким - речным или вулканическим. Есть мастера, которые используют даже кофе, манку или соль. Только вот как поведут себя эти сыпучие при выступлении, если у художника от волнения станут немного влажными руки, ответа никто не даёт.
Ещё один нюанс - это время. Оно течёт так же быстро, как песок, поэтому выступающий ограничен определённым отрезком. Обычно - это пять-семь минут, за которые нужно показать целую историю. Картины должны резко сменять друг друга или плавно вытекать одна из другой. Кроме таланта и мастерства, художнику требуются еще вдохновение и артистические способности. Долгие тренировки помогут отработать технику исполнения песочной живописи и точности движений при создании рисунков. А для этого нужна выдержка и огромное терпение. Ведь тренировать приходится действительно много.
Каждый вечер, приходя с работы домой, Елена Николаевна раскладывает свой стол и начинает придумывать новые сюжеты, оттачивая мастерство. Одну фигуру можно повторять бесконечное количество раз. Чтобы изобразить быка в сценке «Коррида», художница потратила целых полтора часа. Кому-то покажется, что это не так много - не годы же! Но для мгновенного изображения животного, фигура которого должна возникнуть из другого рисунка за долю секунды и так же резко раствориться в песке, это ощутимое время.
Помощников у мастера всего двое, зато – самые близкие. Сын занимается поиском новых идей и новшеств в песочном искусстве, а муж выступает в роли самого важного критика. Хотя главный судья, конечно, – внутри:
- Как живописец я вижу картины более абстрактно, чем художники-графики, поэтому учиться ещё есть чему.
Автор: Анастасия Черных
Источник: «Коммуна», № 143 (25574), 01.10.10г.