Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Олег Мосолов: Случайных людей в нашей профессии нет

05.10.2010

Олег Мосолов: Случайных людей в нашей профессии нет

Настоящий урок начинается не после звонка, а задолго до него.

Развитие любой отрасли, в том числе образования, невозможно без обозначения проблем. Но говорить лишь о них накануне профессионального праздника всего учительства с руководителем Департамента образования, науки и молодёжной политики Олегом МОСОЛОВЫМ было бы неправильно. Поэтому начать беседу решили с того, что ждёт систему образования Воронежской области с нового календарного года.


- Олег Николаевич, через три месяца заканчивается реализация одной программы по развитию образования в области и начинается действие другой. Что удалось сделать, что ещё предстоит? В чем суть новой программы?

- Несмотря на кризис и сокращение финансирования, были построены и реконструированы восемь общеобразовательных учреждений, спальный корпус школы-интерната, приобретены школьные автобусы. Была модернизирована учебно-материальная база ресурсных центров начального профессионального образования.

С 2008 года начал активнее решаться вопрос приобретения жилья для детей-сирот. Только в этом году из областного бюджета был перечислен 51 миллион рублей.

Для сравнения - с 2001-го по 2007 год сумма не превысила 14 миллионов. И это далеко не всё. Самым значительным достижением можно считать компьютеризацию системы образования.

Новая областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы» уже принята и подписана губернатором. В ней отражена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Цель – обеспечение качества условий, качества процесса и качества результата.

В каждом из подразделов существует ряд мероприятий, направленных на строительство новых зданий, капитальный ремонт, реконструкцию, обеспечение инвентарём и оборудованием спортзалов, столовых, пищеблоков, завершение перехода на независимое оценивание учеников в форме итоговой государственной аттестации в 9-х и 11-х классах. Сюда входит новый формат аттестации педагогов и поддержка этого формата, создание комфортных условий для учителей.

Мы рассчитываем на то, что программа будет реально работать.

- Человек склонен принимать хорошее как данность. Педагоги ожидали от Года учителя каких-то перемен в своей профессиональной жизни: повышения зарплаты, улучшения условий труда. А дождались от Министерства образования и науки разговоров о возможном сокращении 200 тысяч своих собратьев по всей стране.

- Скорей всего, речь шла о том, что при сокращении контингента обучающихся невозможно сохранить такое же количество учителей, как сейчас. Это очевидно. Так же, как и то, что через несколько лет при росте количества детей должно произойти увеличение армии педагогов.

Либо должны произойти изменения в технологии образования, которые не потребуют этого. Хотя я далек от мысли о том, что у нас появится универсальный учитель, который сможет учить и физике, и математике, и биологии с пением одновременно.

Численность учителей регулируется в каждом конкретном заведении. Более того, у нас и так ежегодно происходит снижение количества учителей. Но мы не ставим никакие конкретные плановые цифры. Как правило, происходит естественное уменьшение – человек уходит на пенсию, например. У нас сейчас учителей-пенсионеров порядка 13 процентов. Я знаю многих великолепных педагогов, формально достигших пенсионного возраста, которых директор буквально на коленях уговаривает остаться в школе.

Но есть не зависящие от нас схемы, когда нужно провести определенную ротацию кадров. Когда это сделано по-человечески, тогда не возникает обид и вопросов. Во многих коллективах директора, чтобы не увольнять коллег, делят нагрузку на всех. При этом учителя согласны получать меньше. Но здесь есть еще один момент, связанный с молодыми педагогами. Они не могут прийти в такие школы, им надо обеспечить хотя бы минимальный уровень зарплаты. Вот и получается, с одной стороны – есть востребованность в молодых педагогах. С другой – мы не всегда можем предоставить им место. К тому же, возникает вопрос качества их подготовки.

С моей точки зрения, государство сейчас сработало правильно относительно поддержки молодых учителей.

По области трое начинающих учителей из Новохопёрска, Боброва и Верхней Хавы включены в федеральную программу. Они приехали работать в школы, получили жилье и из федерального бюджета в течение года им перечислят по полмиллиона рублей. Их они могут потратить по своему желанию. Мы с ними заключили трёхстороннее соглашение на пять лет. У нас в области тоже существует несколько программ, например «жилье для молодых». Муниципалитеты предоставляют жилплощадь, выплачивают подъемные.

Мы заложили в положение об оплате труда возможность выплаты повышающего коэффициента для педагогов. Сейчас по инициативе областной думы и при нашей поддержке разрабатывается законопроект, посвящённый поддержке молодых специалистов.

- Им, наверняка, захочется работать в новых современных школах. А у нас половина зданий имеет 50-процентный износ. Добавьте сюда устаревшее оборудование пищеблоков, отсутствие в ряде школ спортзалов, теплых туалетов. Неужели за пять лет, отведенных на новую программу, можно от всего этого избавиться?

- Так или иначе, эти вопросы нужно начинать решать.Если мы сейчас сложим руки и займемся простой констатацией фактов, то станет ещё хуже. Что такое износ здания? Значит, что в нем давно не было капремонта. Есть здания, которые проще реконструировать, потому что они просто не отвечают современным требованиям, не имея канализации и водопровода. В этом году, по решению губернатора, доводим до ума пять «долгостроев».

Первого сентября ввели школу №12 в Борисоглебске и первую очередь Козловской школы Терновского района. Вторую очередь сдадим к концу года вместе в актовым и спортивным залом. К концу года будут готовы школы в селе Лозовое Верхнемамонского района и селе Митрофановка Кантемировского района. Решается вопрос по строительству школ в Анне и Бутурлиновке. В последнем населенном пункте нет ни одного типового школьного здания.

Впервые за последние несколько лет начали строить детские сады. В Боброве заложен один, и надеемся, что в 2011 году он будет построен.

- А в других городах и селах?

- Не все сразу. Рассчитываем, что изменения в санитарных нормах по дошкольному образованию позволят нам открыть семейные детские группы, дошкольные группы при школах и снять этим определенную напряженность. Мы прекрасно понимаем, что в Воронеже вопрос можно решить только строительством новых садов. В этом году в областном центре будут введены после реконструкции несколько детсадов, благодаря чему мы получим около 800 мест. Да, при 26 тысячах очереди – это очень мало. Но, в любом случае, это движение вперед.

- В этом году впервые августовские педсоветы проходили по зонам. Предполагалось, что рядовые учителя будут говорить о своих проблемах. Но на первом совещании в Россоши, где я присутствовала, диалога не получилось…

- Я вспоминал вашу статью в газете по итогам этой встречи, когда проводил другие совещания. Там учителя, не стесняясь, говорили о наболевшем. С каждым разом вопросы становились проблемней и острей. Просто люди не привыкли к такому формату.

Мы решили принципиально отказаться от парадного совещания с президиумом, который бы говорил правильные вещи. Задача была одна – максимально охватить людей, чтобы они услышали все из первых уст, и услышать при этом их. Я специально не просил подготовить заранее вопросы, старался вывести на диалог. В Хохле, в других районах совещания вышли за рамки регламента. Впервые удалось встретиться со всем директорским корпусом области. После этих совещаний удалось сдвинуть с места ряд вопросов, начиная от изменения нормативов финансирования, связанных с дистанционным и заочным обучением, проблему с вечерними школами, проблему лицензионного программного обеспечения.

По новой системе оплаты труда мы высказали свою позицию, люди – свою, сейчас принято решение, что как минимум один раз в полгода будем собирать всех директоров. Первая встреча пройдет в октябре.

Закончить нашу беседу хотелось бы пожеланиями в адрес моих коллег. Постоянно говорю и сейчас хочу сказать им искренние слова уважения и благодарности за их труд.

Пусть они всегда в глазах учеников остаются Учителями с большой буквы, чтобы их помнили всю жизнь и приходили к ним через десятки лет, чтобы ученики продолжали их профессиональный путь. Что бы ни говорили, случайных людей в нашей профессии нет.

Беседовала: Тамара Гашимова.

Источник: «Коммуна», № 145 (25576), 05.10.10г.


Возврат к списку