Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Профессиональный рост – без границ

05.10.2010

Профессиональный рост – без границ

Его начало – в мыслях и сердцах наших учителей.

Януш Корчак
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования разработал новую, свою, систему образовательной работы с учителями. Она проста и эффективна: обучать педагогов тому, что им действительно необходимо.

Школьные учителя – не боги. Им тоже временами необходимо освежить в памяти какую-либо из тем, которую они должны преподать детям четко, просто и доступно. Для этого, как правило, летом или в каникулы, пока детвора отдыхает, учителя совершенствуют мастерство.

В год, по словам первого проректора института Льва Мозгарева, курсы переподготовки проходят тысячи педагогов. Если их спросить, впрок ли пошло обучение, ответы будут разными, порой противоположными. Для одних пройденная тема занятий была и без того ясна и понятна; другие нашли для себя что-то новое или им помогли вспомнить забытое старое. Третьи просто поблагодарят, но по всему будет видно, что это просто вежливый ответ.

В какой-то момент стало ясно, что потенциал института до конца не реализуется. И тогда в ректорате призадумались. Задались вопросом, как сделать так, чтобы за время курсов учителя получили для себя не просто полезные знания, а то, чего им не хватало для работы. При этом речь должна идти не только об индивидуальной подготовке каждого, но и обучении групп в два-три десятка педагогов.

Как определить, какое содержание обучения им нужно? Как сформировать это содержание? Вопросов – десятки. Поискали ответ у коллег из других российских вузов переподготовки и повышения квалификации работников образования, что-то взяли для себя, но в то же время поняли, что нужно искать свой путь, свою модель. И нашли-таки.

Решение было простым, как все гениальное: подбирать группы педагогов, имеющих одинаковые профессиональные затруднения, и с ними работать. Но как обнаружить эти профессиональные затруднения? Если просто спросить учителей, то не каждый захочет назвать свои трудности, а многие, возможно, не смогут их сформулировать.

Институт разработал систему методов изучения профессиональных затруднений педагогов, включающих и изучение деятельности учителя, и оценку его результативности: обученности школьников, социологические методы и многое другое. Применение массива разработанных методов позволило получить для всех педагогических специальностей перечни наиболее распространенных профессиональных затруднений учителей.


За партами - учителя.

Следующим этапом работы стала разработка образовательных программ, обучение по которым в процессе повышения квалификации позволит учителям преодолевать свои затруднения.

«Первое, с чем мы столкнулись при анализе ошибок учеников и, соответственно, профессиональных затруднений учителей, - было неумение четко и полно сформулировать цель урока, - говорит Лев Владимирович. – Только на первый взгляд это просто. Поставив перед собой цель, педагог по сути представляет, как он должен преподать новую тему и с чем должен уйти с урока каждый из его учеников. Как будет применять новые знания? Помогут ли занятия в достижении цели самого ученика? Последний вопрос совсем не лишний. В целеполагании много нюансов. К примеру, заинтересовавшись физикой на уроке, школяр постепенно приходит к мысли, что именно с этим предметом он хочет связать свою жизнь после выпуска».

Новую модель повышения квалификации и переподготовки учителей институт реализует второй год. Наверное, рано говорить о больших переменах в преподавании дисциплин в школах, но первые результаты уже очевидны. А в будущем, надеются в институте, коэффициент полезного действия возрастет на порядок. Да и учителя, разобравшись на курсах в себе, в своих затруднениях, почувствовали себя легче. Они были удовлетворены учебой. Получили новый импульс для профессионального роста.

«К тому же мы не зациклились на одной форме обучения, - подчеркнул Лев Мозгарев. - Для педагогов действует накопительная система повышения квалификации: часы лекций и практических занятий, зачеты, семинары, в которых они не только принимают участие, но могут и сами их проводить, точно так же, как и открытые уроки. Все эти и любые другие формы обучения заранее согласовываются с преподавателями института – научными руководителями этих видов обучения. Кроме всего перечисленного, работают проблемные курсы, где комплектование слушателей проходит уже на иных принципах, но во главе угла по-прежнему стоит идея преодоления профессиональных затруднений, испытываемых педагогами. Благодаря такому подходу повышается их компетентность».

Система получилась всеобъемлющей. Пришлось изменить структуру института. Образовали пять факультетов и всех педагогических работников области – потенциальных обучающихся в институте – распределили по этим факультетам. Формирование содержания обучения осуществляется по блочно-модульному принципу. Это позволяет гибко маневрировать, увеличивать или уменьшать время изучения той или другой темы. Из модулей и блоков, как из детских кубиков, выстраиваются «этажи» содержания дополнительного образования педагогов, направленного на преодоление их профессиональных затруднений.

Такую модель трудно переоценить.

Автор: Евгения Лежанина.

Источник: «Коммуна», № 145 (25576), 05.10.10г.


Возврат к списку