Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Сила притяжения

05.10.2010

Сила притяжения

Соколовская средняя школа Эртильского района Воронежской области продолжает традиции педагога-новатора, руководившего ею в течение 40 лет

Портрет Заслуженного учителя России Александра Завьялова встречает каждого входящего в школу. Сегодня его ученики трудятся во многих сферах жизни района и далеко за его пределами. Многие стали успешными руководителями, замечательными профессионалами, среди которых немало продолжателей его дела. Заложив основы новаторского обучения и воспитания, он как будто оценивает успехи учеников и учителей.

Уникальность школы, ютившейся в стареньком строении барачного типа, разглядел Юрий Титов, в те годы депутат, а затем - председатель Воронежской областной Думы. При его непосредственном участии и поддержке было построено современное здание, в котором всё также царит атмосфера творчества и тепла.

Соколовская школа всегда отличалась «лица необщим выраженьем». Удерживает позиции и сегодня: многие её выпускники успешно сдают ЕГЭ и поступают на бюджетной основе в вузы.

Школа оснащена современным оборудованием, чему во многом способствовал полученный грант в миллион рублей. Уроки ведут высококвалифицированные педагоги, также имеющие победы в профессиональных конкурсах.

Хорошая компьютерная база позволяет применять новые технологии. Шесть интерактивных комплексов размещены в кабинетах русского языка, математики, биологии, истории. Локальная сеть подключена к Интернету. Ребята активно используют современные методы, что повышает качество их исследовательских работ. Призовые и первые места в конкурсах разных уровней становятся рядовым событием.

- Наряду с современным уровнем обучения педагогическому коллективу удалось сохранить и собственный стиль воспитания, - отмечает директор школы Вадим Сергеев. – Это - сплав познания, патриотизма, почитания семейных ценностей и изучения культурного наследия.

…Родина начинается от школьного порога. Это - ключевой постулат одного из направлений воспитательной работы в Соколовской школе. А чтобы ребёнок учился не просто видеть окружающую его природу, но и создавал её сам, Александр Завьялов в своё время вместе с учениками заложил дендрарий, насчитывающий свыше ста видов деревьев. Рядом со школой посажено 44 аллеи, и каждая названа в честь исторической битвы или значимого в истории страны события.

Всё это требует ухода. Уборка и расчистка парка даёт богатый природный материал, с помощью которого школьники обустраивают экологические площадки. Они представляют собой оригинальные композиции из сельской жизни. Украшения и цветы, поделки и строения сначала проходят через школьный конкурс под названием «Четыре сезона красоты».

Каждый класс защищает свою идею обустройства одного из участков школьной территории. Пройдя по двору, мы видим, что победили авторы декоративных садика у плетня, присевших на траве после долгого перелёта лебедей, мексиканского уголка с настоящими кактусами. Дополняют эти островки сотворённой детскими руками красоты бревенчатый мостик над водой, патриархальный колодец с «журавлём». Сначала ребята построили всё это у школы, а затем откликнулись на просьбу и смастерили такое же чудо около заново отстроенного детского садика в Мичуринском отделении.

- Всё идёт от тех традиций, которые были заложены Александром Ивановичем, - считает заместитель главы Эртильского муниципального района по социальным вопросам Валерий Платонов. - Новая школа создана на его стройной концепции, в основе которой - воспитание доброты добротой.

Валерий Евгеньевич замечает, что если какие-то моменты воспитательной методики талантливого педагога и звучали с некоторым вызовом, то имели глубокий смысл. Например, на кабинете директора школы висела табличка «Мастерская души». Поневоле задумаешься…. Если кого-то удивлял зелёный цвет полов в школе, следовал ответ: «А по какой траве вы ходите?» Вот и думай, то ли это дань матушке-природе, то ли просто другой краски не нашлось. Или – белые крышки парт. У кого поднимется рука на такую красоту?

Нынешнее поколение учителей Соколовской средней школы продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Здесь по праву гордятся двумя музеями, в которых легко и быстро усваиваются уроки по предмету и уроки жизни. Основная экспозиция музея боевой славы называется «Поля Родины» и рассказывает о некоторых героических страницах нашей страны. Куликово поле, Бородино, поле Полтавской битвы, Прохоровское поле и ещё десятки полей сражений из новой и новейшей истории.


В школьном музее народных промыслов . Фото Татьяны Юшкиной.

Материалы об исторических битвах ребята привозили из поездок по городам-героям и памятным местам. Музей пополнялся экспонатами, будь то горстка земли с поля сражения, личные вещи бойцов, книги с воспоминаниями современников.

Произведения народных промыслов сосредоточены в другом музее. Это - большой светлый класс с круглым столом в центре. По стенам - изделия искусных мастеров: сказочные шкатулки Палеха, расписные подносы Жостово, бело-голубая керамика Гжели, забавная Дымковская игрушка, платки Павлова Посада и другие экспонаты. Подчеркнём: тридцати трёх видов народных промыслов! Такого богатого музея нет ни в одной школе, тем более сельской.

Строго говоря, это не столько музей, сколько кабинет народных промыслов, где дети с младших классов изучают творчество и занимаются ремеслом. В девятом классе каждый из них получает оценку за предмет «народная культура». Он предполагает и исследовательскую деятельность, включая подготовку докладов на заданные темы. Люди со стороны нередко полагают, что Соколовская школа – элитная. Как знать, если 125 обычных детей из трёх ближайших деревенек стабильно показывают хорошие знания и становятся достойными людьми, значит, что-то в этом есть? Только «элита» в данном случае - не от кошелька, а от богатства интеллекта и щедрости души.

Сегодня, в День учителя, здесь традиционно проводится и День самоуправления. Директором, завучем, учителями становятся ученики старших классов и в течение дня школа управляется детьми. Совместив свой профессиональный праздник с днём самоуправления, педагоги предложили повзрослевшим детям примерить груз ответственности, которая лежит на учителе. Для кого-то это станет и приглашением в профессию учителя.

Автор: Татьяна Юшкина.

Источник: «Коммуна», № 145 (25576), 05.10.10г.


Возврат к списку