Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Политический дневник. Инвестиции в будущее

09.12.2010

Политический дневник. Инвестиции в будущее

Три события на прошедшей неделе составили главные информационные поводы к обсуждению российской и мировой общественностью: Президентское Послание, интервью Владимира Путина американскому каналу «Си-эн-эн» и поддержка МОК российской заявки на проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Главным, безусловно, оставалось Послание Президента РФ Дмитрия Медведева парламенту страны.

Обширный и содержательный доклад отличался чёткой структурированностью каждого раздела, разбитого на подпункты, и более чем десятком поручений Правительству и региональным властям с требованием их безотлагательного выполнения. Последнее обстоятельство заслуживает особенно лестных оценок, поскольку большая часть российских чиновников, как известно, не отличается похвальной исполнительностью.

Журналисты российских СМИ почему-то выхватили из Послания лишь призыв увеличивать рождаемость при соответствующем стимулировании, а именно – безвозмездном выделении земельного участка для семьи в случае рождения третьего ребёнка, как это уже практикуется в Ивановской области. Однако реальное содержание выступления Президента гораздо шире, значительнее и глубже.

Главный его пафос заключается в заботе о будущих поколениях как самых надёжных, умных и благородных инвестициях.

В Послании-2010 можно выделить четыре основных тематических блока.

Первый и главный – это действительно поддержка семей, предоставление детям возможности для самореализации. Несмотря на то, что Владимир Путин в бытность его Президентом РФ в Послании 2006 года также касался этой темы, глубокий и нелицеприятный анализ положения вещей в ней прозвучал именно сейчас.

Президент потребовал скорейшего решения таких важных проблем, как повышение доступности и качества медицинских услуг, модернизация детского здравоохранения, ранняя диагностика туберкулёза и онкозаболеваний у подростков.

Отдельного внимания заслуживает такая страшная проблема, как насилие в отношении детей. По официальным данным МВД, в 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков.

«Многие факты просто переворачивают душу, - сказал Президент. – Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом».

Что же касается молодых и многодетных семей, то курс на решение их жилищных проблем, безусловно, верный, поскольку именно эти проблемы сегодня являются главной помехой демографическому росту.

Вместе с тем есть и другие проблемы, которых Президент не затронул. Например, проблема низких доходов.

По данным исследований Всероссийского центра уровня жизни, до 60 процентов многодетных семей имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума и, следовательно, находятся за чертой бедности. При этом именно в таких семьях рождается больше всего детей. Поэтому бедность становится не временным, эпизодическим, а наследуемым состоянием.

Особый призыв беречь многодетные семьи и детей прозвучал в адрес чиновников разного уровня. В этой связи Президент несколько раз сослался на удачный опыт некоторых регионов, сумевших найти собственные варианты решения тех или иных социальных проблем. Опыт Ивановской области предложено осваивать и другим регионам.

Вместе с тем перечень условий бесплатного выделения участков земли многодетным семьям под строительство жилых домов или дач можно было бы расширить. В России, с её огромными земельными богатствами, участки можно выделять не только по случаю рождения детей, но и в качестве средства для людей поднять своё благосостояние.

Ещё один способ решения этой задачи – изменить систему обложения подоходным налогом, сделать его дифференцированным, с прогрессивной шкалой в зависимости от доходов семьи. Если многодетная семья имеет низкие доходы, она не должна подвергаться налогообложению.

Второй блок Послания был посвящён модернизации.

Президент говорил о том, что уже сделано в соответствии с планами, озвученными им в 2008 и 2009 годах. Эта часть выступления больше напоминала отчёт о проделанной работе, что совсем не кажется излишним в преддверии парламентских 2011 г. и президентских 2012 г. выборов.

Третий блок Послания – это изменения в политической и правовой системе – госзакупки, распределение источников доходов между регионами, активность некоммерческих организаций, введение пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

По мнению Президента, политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями, сделает их ближе к повседневной жизни граждан. Тем самым выборы в Государственную Думу в декабре 2011 года пройдут уже в условиях политической системы, обновлённой на всех уровнях.

Четвёртый блок – это безопасность государства, внутренняя и внешняя. Она заключается в сотрудничестве с партнёрами, причём как с организациями, так и со странами, для решения задач модернизации в интересах глобальной безопасности. И главной проблемой здесь вновь становится гонка вооружений.

Дмитрий Медведев обрисовал два возможных сценария развития ситуации.

Первый, наиболее желаемый, сценарий – это сопряжение потенциала России и Североатлантического альянса в целях формирования европейской ПРО, обеспечивающей защиту всех стран Европы от ракетных ударов. И на этом пути есть определённые результаты. Дан старт совместной проработке всего комплекса вопросов, связанных с достижением согласия по противоракетной обороне и созданием полноценного совместного механизма сотрудничества.

Второй сценарий – негативный: начало нового витка гонки сооружений в случае отсутствия конструктивных договорённостей. России придётся принимать решение о размещении новых ударных средств. Совершенно очевидно, что для российского бюджета это стало бы новой непосильной ношей. Вместе с тем на прошедшем недавно в Лиссабоне саммите «Россия - НАТО» были приняты важные решения о выстраивании современного партнёрства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Эти решения дают основания с осторожным оптимизмом оценивать и перспективы работы над российской инициативой Договора о европейской безопасности.

В этой связи резко возрастает значение экономической и политической дипломатии, результаты которой, по мнению Президента, должны прямо соотноситься с практической отдачей для модернизации. Страна, вступившая на путь обновления практически всех сфер жизнедеятельности общества, не в состоянии взвалить на свои плечи ещё и непомерные военные расходы, если только её не принудят к этому политические конкуренты.

Оценки Президентского Послания на этот раз оказались не просто различными, но зачастую противоположными.

Оплот российского либерализма «Независимая газета» выразила разочарование тем, что в выступлении не нашла должного отражения тема совершенствования политической системы, в которой, по словам самого Президента, наметился застой.

Правительственный официоз – «Российская газета» – оценила Послание очень высоко: «Впервые в документе такого уровня основным героем стала не гипотетическая мощь страны, а человек – и в высшем гуманистическом смысле, и в очень обыденном, «чеховском», практическом».

Думается, что истина лежит где-то посередине: человека – и в высшем, гуманистическом, и в практическом смысле – не бывает вне мощной страны, способной создать благоприятные условия для его благополучия и всестороннего развития.

Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.

Источник: «Коммуна», № 181 (25612), 09.12.10г.


Возврат к списку