Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Калмыцкое название в русской степи

09.12.2010

Калмыцкое название в русской степи

Далёкое – близкое

Кто-то, наверное, слышал о прекрасном природном уголке в Эртильском районе Воронежской области – Дондуковском лесе. Изумрудную зелень листвы, бодрящую прохладу летом, сказочную красоту осенью и в тихий снегопад зимой, соловьиные трели и ковер цветов весной даруют этот лесок нам – потомкам тех, кто посадил и растил его в открытой степи. Многие годы подряд здесь базировались палаточные лагеря, в которых побывали сотни эртильских ребятишек.

У леса есть своя история. Земля, на которой он растёт, принадлежала богатым помещикам Дондуковым-Корсаковым, род коих брал начало от русских князей. Полковник Корсаков взял в жены внучку известного калмыцкого хана Дондука-Омбо.

Это и явилось основанием для появления в 1802 году специального императорского указа, которым дозволялось впредь перед фамилией Корсаков иметь ещё одну фамилию Дондуков.

В нашей глуши столь сановным людям жить было не с руки, а потому правление хозяйственными делами имения близ Андреевки они доверяли своему управляющему Александру Николаевичу Полякову. Под его надзором и началось большое многотрудное дело – посадка леса. Непосредственное руководство посадкой деревьев, плодового сада и сиреневых аллей осуществлял Тихон Яковлевич Рытов.

Вначале лиственный лес сажали на левом берегу реки Токай.

Там же сажали сосны и «кругами» - ели. Лесная дача примыкала к большому двухэтажному барскому дому и церкви, построенной, вероятно, в 1852 году. Эта территория близ Новой Деревни относится к Тамбовщине.

В 1898 году на правом берегу реки в местечке «Сухая вершина» началось устройство лесопарка.


Надгробная плита на могиле А.Н.Полякова. Фото Михаила Вязового.

Пригодились не только опыт лесоразведения, но и оригинальное мышление отставного поручика корпуса лесничих А.Н.Полякова. (Мне представляется весьма вероятной его связь со знаменитой особой экспедицией В.В.Докучаева в Каменной Степи). К центру рукотворного леса как бы лучами сходились семь дорог. Бытует мнение, что это делалось для того, чтобы, выйдя на охоту, барин и его гости могли бы видеть зверей, находясь в точке пересечения дорог-просек.

Черноземная почва с трудом поддавалась сплошной вспашке и рыхлению. Поднятую целину делили на участки просеками-аллеями через каждые 120 саженей. Питомника на месте не было, поэтому саженцы деревьев и кустарников (дуб, ясень, липа, клен, береза, ильмовые породы, дикие яблони и груши, черемуха, лещина, калина и другие) были привозными. Посадку прутиков вели рядами по натянутому шнуру. Дуб сажали на глубину 6 вершков (26 см) в каждом ряду, а березу – в один ряд, по краям «белых аллей». Весь в участок в 302 десятины (примерно 329 гектаров) окопали внушительной канавой.

Тяжело было растить те деревца в степи. Воду для полива носили из реки. Во время прополки двигались не вперед, а назад, чтобы не топтать уже взрыхленную почву.

Строгость была неимоверной. За каждую ненароком сломанную веточку надсмотрщик нещадно порол крестьян. А уж если кто специально ломал саженец… Тяжело рос дуб. Долго «сидел», прежде чем идти в рост. На место засохших подсаживали новые деревья. Одни только посадочные работы продолжались пять лет, а тщательный уход вели постоянно.

Вход в лес крестьян без особой надобности был запрещен.

Видимо, проникшись глубоким уважением к создателям леса, благодарные князья Дондуковы-Корсаковы соорудили большую гранитную колонну, надписи на которой и сегодня легко читаются. Она находится у окраины рукотворного чудо-леса.


Валерий Платонов возле гранитной колонны. Фото Михаила Вязового.

В 1901 году имение Андреевку унаследовала на правах пожизненного владения Анастасия Максимовна Дондукова-Корсакова. В марте того же года она доверила управление им 70-летнему А.Н.Полякову. Полномочия его были чрезвычайно широки, а доверие к нему безграничным.

Проживая в селе Полоном Порховского уезда, владелица бывала здесь лишь наездами. Здесь же отдыхали её родственники, гости.

В 1912 году, в возрасте 81 года, А.Н.Поляков скончался и был похоронен на местном кладбище близ церкви. Место его последнего покоя накрыла плита черного камня с крестом и подобающими надписями.

После Октябрьского переворота в пылу воинствующего атеизма могилу достойного человека разрыли, плиту забросили, церковь разрушили и даже церковный колодец замуровали.

В двухэтажном барском доме долгое время размещалась коммуна, потом с осени 1941 года детский дом, эвакуированный из-под Смоленска. Он назывался «Всемирный Октябрь». В 1953 году детдом расформировали, а потом растащили–разобрали по кирпичам, и не стало красивого исторического здания. Уцелела только церковная караулка с датой на фронтоне «1852».

Дондуковская дача сохранилась, хотя большинство дубов и берез было попилено в коллективизацию и годы войны, а часть посохла уже позднее. Лес охраняется местным лесничим и продолжает радовать нас. Будете здесь, вспомните его историю, поклонитесь памяти и трудолюбию людей, взрастивших такую красоту.

город Эртиль

Автор: Валерий Платонов

Источник: «Коммуна», № 181 (25612), 09.12.10г.


Возврат к списку