Поиск по сайту:
21.04.2024
19.04.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
18.04.2024
Регулирование рекламной деятельности.
17.04.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
16.04.2024
Эта трагедия, унесшая жизни многих воинов 93-го стрелкового полка 76-й горно-стрелковой имени Ворошилова дивизии, произошла в ночь с 17 на 18 июля 1942 года на 261-м километре перегона Таловая – Чигла. По количеству погибших в ней людей, видимо, и вправду её можно считать крупнейшей из всех тыловых железнодорожных катастроф времён Великой Отечественной. И самой страшной по недосказанности, недообъяснённости, поспешной забытости. А необъяснённый факт истории – как неразорвавшийся снаряд, прошедший через ствол пушки: сколько бы времени ни прошло, всегда стоит на боевом взводе. Толкни его небрежно – последует взрыв, рвущий в клочья истинную нашу историю.
Николай КардашовВ потерпевшем у Таловой крушение воинском эшелоне №986, состоявшем из 29 вагонов, ехали к Сталинграду около 900 бойцов и командиров, прорвавшихся за Дон у Коротояка. В живых остались менее сотни. Что же произошло в ту душную июльскую ночь рядом с тыловой станцией? Своё письмо-воспоминание, приоткрывшее тайну трагедии, бывший командир взвода автоматчиков Зулай Султанович Шантаев прислал в редакцию таловской газеты «Заря» 28 января 1984 года. В разное время оно перепечатывалось дважды и под разными заголовками – «Похороны в Таловой» и «Ночная бомбёжка» – и с разными датами трагедии (с 16 на 17 и с 17 на 18 июля).
И тут мы подошли к главному, что и побудило меня вернуться к этой малоизвестной военной драме. В 2010 году в одной из воронежских газет прошла публикация, претендующая на сенсацию, с броским утверждающим заголовком: «Под Воронежем нашли следы самого крупного теракта времён войны». Рассказывая о «крупном теракте» у Таловой, журналистка для пущей убедительности подкрепила эту версию ссылкой на руководителя Историко-патриотического поискового объединения (ИППО) «Дон» Михаила Сегодина.
«В прошлом году, – делился он с корреспондентом, – мы работали с архивами и сразу в нескольких источниках нашли упоминание о том, что крушение поезда… это был самый настоящий теракт. Мы продолжаем работать с документами, и если информация подтвердится, то, значит, под Таловой произошёл один из крупнейших терактов времён войны. Эта версия была не очень «удобоварима», ведь катастрофа произошла в тылу – получается, не уследили наши…»
Заявленные «несколько источников» – это всего лишь, как оказалось, ссылка на мемуары «Так это было…» некоего А.Н.Николаева – бывшего вояки РОА. Опус власовского недобитка опубликован в книге «Диверсанты Третьего рейха», вышедшей в серии «Коммандос» в 2003 году, а ещё раньше – в 1982 году – напечатанный в издательстве «Ливры-Гаргант».
Как подтверждающие диверсию у Таловой, «проведенную группой войск вермахта», эти бредни перепечатаны и в уже упоминавшейся книге Евгении Поповой «История поискового движения Воронежской области».
Вот отрывок из «мемуаров» Николаева в этой книге:
«В июле 1942 года на крупную узловую станцию Лиски Воронежской области немцы сбросили десант парашютистов, одетых в форму войск НКВД. Операция происходила ночью. Руководил ею майор Б. Первым делом майор с несколькими офицерами и охраной захватили комендатуру. Получив нужные сведения, коменданта и его помощника парашютисты заперли в подвале. Под предлогом, что бывший комендант оказался «немецким шпионом», начальнику станции приказали впредь подчиняться новому коменданту. В это время на станцию прибыл воинский эшелон с подразделениями дивизии, предназначенной для этого участка фронта. Начальника эшелона и всех командиров вызвали «на совещание» и всех задержали.
К утру с ближайшей станции потребовали принять следующий эшелон. Начальник станции по приказу нового «коменданта» дал согласие. Когда эшелон был уже в пути, со станции Лиски пустили ему навстречу поезд из нескольких товарных вагонов. Произошедшее вскоре крушение вывело из строя важную железнодорожную линию.
Находившемуся в городе батальону было приказано занять оборону на восточных окраинах и не пропускать в город никакие части.
В штабе фронта поняли, что на станции творится что-то неладное. Туда была послана воинская часть. Она была остановлена. Её командира доставили в комендатуру и арестовали. К полудню к городу подошли передовые немецкие танки. Станция Лиски с воинским эшелоном и другими составами была занята почти без боя…».
Эти измышления бывшего нацистского прихвостня, растиражированные солидными изданиями, в любом случае нуждались в доскональной проверке. Проверять пришлось по нескольким источникам.
Ни в одном из документов Центрального архива МО, Центрального архива ФСБ России и архива ЮВЖД не отыскалось даже намёка на то, что станция Лиски хотя бы на полчаса была захвачена «диверсантами вермахта», не говоря уж о «передовых немецких танках», невесть откуда тут взявшихся. Опросил я и лискинцев-старожилов, не покидавших город Свободу и станцию Лиски даже в самые драматические периоды ожесточённых вражеских бомбардировок лета 42-го. Паровозный кочегар Леонид Клименко, ставший дипломатом Вальтер Кисляков – автор книги «Лискинское лихолетье», железнодорожник Владимир Веденеев, живший в 42-м в трехстах метрах от станции Лиски, называют бредом нездорового человека измышления автора мемуаров «Так это было…» о захвате Лисок немцами.
Внятный ответ о причинах трагедии у станции Таловая нашёл… в самой Таловой, где познакомился с местным краеведом Владиславом Вдовенко, работающим экологом в местной администрации, и недавним следователем МВД Александром Олейниковым. Они оба посвятили немало лет глубокому изучению катастрофы. О ней Владислав написал и недавно вышедшую в Воронеже книгу «261-й километр: история одной катастрофы». Выйди эта умная и доказательная книга раньше и будь её тираж не мизерные 500 экземпляров, а больше – и не было бы «стреляющих» в нашу историю бредовых версий.
– Я склонен верить документам Центрального архива ФСБ России, – рассказывает Вячеслав. – Достать их нам удалось лишь по запросу депутата Государственной Думы от КПРФ Руслана Гостева.
Вот какую поучительную и для сегодняшних дней тайну хранил архив: «17 июля 1942 г. на перегоне Таловая – Чигла Юго-Восточной железной дороги во время стоянки эшелона №986 в будке паровоза произошёл пожар. Для ликвидации загорания машинист отцепил и отогнал паровоз от состава. Давление в автотормозной магистрали поезда во время продолжительной стоянки упало, не застопоренные тормозными башмаками и не поставленные на ручные тормоза вагоны произвольно пришли в движение под уклон. Потушив загорание, машинист догнал состав и попытался соединить паровоз с поездом, но автосцепка не сработала. В 3 часа 35 минут набравший скорость воинский эшелон №986 врезался в стоящий за ним поезд №990. В результате крушения погибли 176, получили ранения разной тяжести 321 человек, разбито и повреждено 28 вагонов, движение прервано почти на 10 часов.
Номера частей и соединений, в которых служили погибшие и раненые, в документах не указаны. Следствие пришло к выводу, что крушение поезда произошло в результате нарушения правил эксплуатации транспорта». Эту версию подтверждает и записанный мною рассказ потомственной железнодорожницы со станции Хреновая Валентины Корсаковой.
«Мой папа Василий Васильевич Селин, – делится она, – работал в те годы стрелочником. Рассказывал нам, что утром после трагедии он возвращался пешком из Абрамовки в Хреновое и видел весь тот кошмар у Таловой. Говорил, что вместе с искалеченными солдатами там валялись раненые, но ещё живые лошади, которых пристреливали. Паровоз от состава был отцеплен, а вагоны не были закреплены. Об этом говорили и железнодорожники, разбиравшие завалы». Подчеркну: говорили в первый же день после катастрофы, когда ещё не было официального заключения о её причинах.
…В 50-60-е годы останки воинов таловцы перезахоронили из братских могил у железнодорожного полотна на мемориале Славы. А на месте гибели воинского эшелона установили скромный памятник с именами бойцов и командиров, погибших в катастрофе.
На месте трагедии установлен памятный знак с именами погибших красноармейцев. Фото Николая Кардашова.
Источник: газета «Коммуна», №33 (26677) | Пятница, 28 апреля 2017 года