Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





И вторая станет первой

27.04.2017

И вторая станет первой

Педсовет | По плану Министерства образования и науки РФ, к 2025 году все российские школы должны перейти на занятия в одну смену. Хватит ли ресурсов, чтобы осуществить задуманное?

В 2016-2017 учебном году в воронежскую среднюю школу №1 с углубленным изучением отдельных предметов пришли 1810 учеников. Изначально здание, расположенное по улице Владимира Невского, 75, было рассчитано на 33 класса. Сейчас здесь открыто 63 класса-комплекта. Пока это самое густонаселённое учебное заведение Воронежской области. Чтобы разгрузить его, необходимо построить рядом ещё две школы.

Тамара Гашимова

Школы перекроили

Борьба со второй сменой развернулась в России еще в прошлом году. Начало ей положила соответствующая программа – «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». В 2016 году в стране открыли 92 школы на 46,5 тысячи мест. В этом, по словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, к ним должно прибавиться ещё 185 учебных заведений. Заявки на участие в программе подали 76 регионов. По этому документу, федеральная казна выделяет 70 процентов от суммы расходов, остальные вносит область или республика. Дотационным субъектам центр покрывает 95 процентов.

Аналогичная программа по переводу школ на работу в одну смену и переходу обучающихся из помещений с износом свыше пятидесяти процентов и выше в новые здания была разработана и в Воронежской области. В её рамках к 2025 году в общеобразовательных организациях должна быть введена 21 тысяча мест, из них 16 тысяч мест – во вновь построенных. Что касается обновления общеобразовательных учреждений, то капитального ремонта требуют 253 школы, расположенные как в Воронеже, так и в районах региона.

В прошлом году Воронежской области как победителю федерального конкурса досталось 409 миллионов рублей. Средств хватило на то, чтобы перевести на односменку восемь школ Воронежа, осуществить пристрой к зданию школы №1 в Лисках, капитальные ремонты в образовательных заведениях Россоши, Боброва, Семилук.

Колоссальная работа была проведена в Воронеже. Ведь здесь, по данным городского Управления образования и молодёжной политики, из имеющихся 118 общеобразовательных учреждений города пятьдесят одно работает в две смены. За счёт грамотно проведенного капитального ремонта и перепланировки в восьми учебных заведениях – средних школах №№24, 71, 74, 76, 81, гимназиях №№5, 10 и лицее №15 – удалось создать 1331 дополнительное место. Кроме этого, повлияло на ситуацию и строительство двух школ под номерами 100 и 101 в микрорайонах Репное и «Московский квартал».

Резервы — в помощь

Нынче сумма федеральных дотаций по программе увеличилась до 560 миллионов рублей.

– Ликвидировать вторую смену возможно только в тех учебных заведениях, где после обеда учатся не больше 200-300 ребят, – говорит руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области Олег Мосолов. – На сегодня в Воронежской области для 20 тысяч детей из 82 образовательных учреждений уроки начинаются после полудня. Основная нагрузка – 14 тысяч учеников – приходится на Воронеж. Можно предположить, что надо построить 10-14 школ. Но в центральной части Воронежа, а проблема со второй сменой преимущественно там, найти от трёх до пяти гектаров на строительство новой школы нереально. Даже пристроить дополнительные помещения можно лишь к десяти учебным заведениям. И всё по той же причине – нет свободного места. Поэтому мы ищем скрытые резервы – неиспользуемые площади.

До конца нынешнего года в столице Черноземья должны ввести в строй общеобразовательное учреждение на 1224 учащихся по улице Шишкова, 140б, и пристрой к школе № 54 на 370 мест по улице Окружная, 3. Кроме этого, будет проведен капитальный ремонт в ряде школ Воронежа с тем, чтобы высвободить неиспользуемые помещения и оборудовать там классы. Критичная ситуация сложилась в селе Ямное Рамонского района, в Семилукском, Новоусманском районах, Нововоронеже.

Директор воронежской средней школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов, Заслуженный учитель Российской Федерации Вячеслав Минаков уверен, что перевести все школы на занятия в одну смену не получится.

– Конечно, для учеников плюсы очевидны: с утра отучились, и вторая половина дня свободна, – высказывает своё мнение Вячеслав Минаков. – А как быть с учреждениями дополнительного образования, спортивными и музыкальными школами? Они по какому графику должны работать? С трех часов и до десяти вечера? Хватит ли там места для всех детей? Тогда параллельно с возведением новых школ надо будет строить и эти объекты, создавать материальную базу, набирать штат. Это большая проблема. Допустим, и это решится. Но есть ещё один момент. Где взять подмену, если учитель заболеет? По закону заменить урок математики физкультурой нельзя.

В «пятой» – только первая!

Для воронежской гимназии №5, где обучаются 592 ребенка, переход на занятия в одну смену – практически пройденный этап. Сейчас после обеда на занятия приходят ученики только одного класса. Так захотели их родители, чтобы не менять график дополнительных занятий.

Ремонт начался в начале лета 2016 года, средства выделил федеральный бюджет.

– Во вторую смену у нас традиционно занимались третьи, четвёртые, шестые и восьмые классы, – рассказывает директор гимназии №5 Воронежа Татьяна Новикова. – Когда зашла речь о переходе на учёбу в одну смену, нам предложили задействовать здание второго корпуса, которое прежде не использовалось. Сначала хотели перевести туда начальную школу, но поняли, что кабинетов не хватит. К тому же они узкие и длинные. В итоге решили переоборудовать их для групповых занятий иностранными языками и под ученические мастерские.

Программа по переводу школ на работу в одну смену и переходу обучающихся из помещений с износом свыше пятидесяти процентов и выше в новые здания была разработана и в Воронежской области. В её рамках к 2025 году в общеобразовательных организациях должна быть введена 21 тысяча мест, из них 16 тысяч мест – во вновь построенных.

Проблема возникла с поиском кабинетов для четырёх классов начальной школы. Разместить малышей там, где занимаются старшие дети, невозможно. Ведь им требуется соответствующая росту мебель, дидактический материал и наглядные пособия.

– Кабинет, где размещался музей, отдали начальной школе, – продолжает Татьяна Новикова. – Стенды и часть экспонатов разместили в коридоре второго этажа, кое-что оставили в коробках. Так один класс к началу учебного года уже перешел на занятия в утренние часы. Затем перевели во второй корпус библиотеку, отремонтировали занимаемый ею прежде кабинет и разместили там ещё один класс. Еще один получили, когда освободили кабинет географии, объединив его с историческим. Постепенно найдем помещение и для музея.

То, каких трудов и душевных сил стоило Татьяне Новиковой и её команде преображение старого корпуса, может понять только тот, кто пережил подобное. Тщательно продуманная перепланировка позволила получить недостающие прежде восемь аудиторий. Теперь здесь библиотека, кабинеты технологии для мальчиков и девочек с соответствующим оборудованием, классы для иностранных языков, конференц-зал с мобильными столами-трапециями. Всюду современный интерьер, тщательно продуманное цветовое оформление, качественная мебель, соответствующая возрастным потребностям учеников.

Отныне в пятой гимназии послеобеденное время отдано кружковой работе и группе продленного дня.

Программа строительства новых образовательных объектов расписана до 2015 года. Но, по словам Олега Мосолова, отведённого времени может не хватить. Руководитель образовательного ведомства надеется, что федеральный бюджет будет более активно участвовать в этой программе. Пока же вместо запланированных 50 миллиардов рублей каждый год выделяется лишь половина.

Справка «Коммуны»

Чтобы решить проблему второй смены, в российских школах надо создать 6,5 миллиона дополнительных мест. В Воронежской области для 20 тысяч детей из 82 образовательных учреждений уроки начинаются после полудня. Сегодня 21 тысяча учеников из Чечни, Дагестана, Тывы и ряда других регионов садится за парты в третью смену.


Перевести все школы на занятия в одну смену, о чём мечтают учителя и
ученики, едва ли получится в ближайшее время. Фото Михаила Вязового.

Источник: газета «Коммуна», №33 (26677) | Пятница, 28 апреля 2017 года


Возврат к списку