Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Часы от Александра Лебедя

30.04.2017

Часы от Александра Лебедя

15 лет назад при крушении вертолёта погиб красноярский губернатор Александр Иванович Лебедь.

Виталий Жихарев


г.Воронеж

Мы встречались с ним в 1996 году. Он тогда баллотировался в Президенты России и в ходе предвыборного тура, будучи в Воронеже, пожелал побывать в редакции газеты «Коммуна». Явился он с женой Инной Александровной, помощником, тринадцатью охранниками и несколькими воронежскими его сторонниками. Охрана вела себя бесцеремонно, что вынудило меня как можно деликатнее напомнить молодым людям, что они находятся в гостях, а не наоборот. Лебедь на них цыкнул – и крепкие ребята вывалили в коридор.

Александр Иванович был в гражданской одежде, в ботинках на толстой подошве. Лицо – грубоватое, как бы в мелких оспинках. Он высокий мужчина, рост, наверное, под 185 сантиметров. Многое – манера говорить, жестикулировать, мимика, телодвижения – выдавало военного человека. Инна Александровна выглядела весьма мило, всё время улыбалась; в шутку пожаловалась мне на то, что дома супруг одежду развешивает на спинки стульев, и за ним постоянно приходится убирать, «но свои генеральские замашки оставляет в казарме». Они познакомились на заводе, где вместе работали шлифовальщиками. Поженились, когда 21-летний Александр был курсантом военного заведения (она, я потом узнал, – двумя годами старше).

Лебедь спросил у меня, служил ли я в армии. Я честно признался – служил, командиром танка на испытательном полигоне в подмосковной Кубинке, и сейчас продолжаю служить – капитан запаса. «Вот это по-нашему», – одобрил гость армейский факт моей биографии.

Потом попросил посмотреть подшивку газеты. «Название – из тех времён? Не стали, говорите, менять. Оно и правильно. Старых друзей растерять легко, а новых обрести трудно», – заметил кандидат в Президенты России.

Сама встреча проходила в конференц-зале «Коммуны», что на втором этаже редакционно-издательского корпуса на «Лизюках». Народу набралось – яблоку негде упасть. Кроме «коммуновских» пришли из «Молодого коммунара», Центрально-Черноземного книжного издательства, типографии, несколько городских «сумасшедших». За столом сидели мы с ним, помощник и кто-то из местных адептов Лебедя. Охрана рассредоточилась в разных местах зала. Инна Александровна определилась на первом ряду перед столом.

Разговор был очень живой. Вопросов к кандидату в Президенты задавали много, причём сразу по два три, мешая друг другу. Я шепнул Лебедю: «Может, навести порядок?..» Лебедь ответил: «Да пусть выговорятся».

Отвечал он, не раздражаясь на каверзы, не возвышал себя за столом. Встреча заняла часа два, не меньше.

Как и следовало ожидать, Лебедь не стал Президентом России. По итогам первого тура президентских выборов 16 июня 1996 года он, независимый кандидат, набрал 14,7 процента голосов избирателей и занял третье место. Борис Ельцин взял 35,28 процента, вторым был Геннадий Зюганов с 32,03 процента.

Через несколько дней после первого тура выборов Ельцин объявил о назначении Александра Лебедя Секретарём Совета Безопасности с особыми полномочиями (с посулами возможного преемничества). В ответ на это Александр Иванович стал появляться перед телекамерами рядом с Ельциным и призывать своих сторонников поддержать его во втором туре. По мнению многих экспертов, ввод кандидатуры Лебедя в предвыборную гонку был хорошо продуманным ходом ельцинских политтехнологов. Можно так сказать: Лебедь фактически решил исход второго тура в пользу Ельцина. Будь иначе – выиграл бы Зюганов. Это, конечно, если бы честно подсчитали голоса...

Через месяц после выборов мне передали подарок от Лебедя из Москвы. В коробочке лежали наручные механические часы отечественного завода «Полёт» на ремешке. На задней крышке часов были выгравированы слова: «За могучую Россию. Выборы 1996. А.И.Лебедь». И подпись.

В апреле 2002 года пятерых главных редакторов крупнейших независимых общественно-политических газет России пригласили в США, на Конгресс Национальной газетной ассоциации. Благодаря высокой марке «Коммуны» в число приглашённых попал и я. Сам конгресс проходил в Новом Орлеане, но по его завершению для нас, русских его участников, был организован перелёт во Флориду, в город Сент-Питерсберг, где находится знаменитый Институт Пойнтера – школа для журналистов, будущих журналистов и учителей журналистики. Там нам предложили небольшой семинар по проблемам печати. В одном из классов шло практическое занятие по применению современной компьютерной техники и программ в газетном деле. Усевшись за компьютер, я набрал сайт «Коммуны» – мы тогда усиленно его продвигали. В диковинку было на другом конце планеты читать о том, что делается у тебя на родине!

И вот тут, уже не помню кто, – кажется, один из работавших с нами преподавателей – выловил в интернете самую-самую свежайшую, но скорбную российскую весть: при аварии вертолёта погиб красноярский губернатор Александр Лебедь. С нами в делегации был главный редактор «Красноярского рабочего» Владимир Павловский. Мы знали, что у него с губернатором складывались не самые простые отношения, но разве об этом думают в час скорби?

Коллега Владимир принялся немедленно звонить по сотовому домой, чтобы выяснить хоть какие-нибудь подробности. Их было пока мало, но он узнал про наличие в списках двадцати пассажиров и пилотов вертолёта нескольких журналистов, в числе которых значилась его заместитель Елена Лопатина – она получила тяжёлую травму.\

...Подарку Лебедя идёт двадцать первый год. Я его часы не носил. Из-за лени: неудобна маленькая заводная головка, а заводить надо каждый день. Но вот сейчас завёл. Тикают. Выставил московское время. Лебедь – если перенестись на пятнадцать лет назад – уже погиб по пути на открытие горнолыжного курорта. Вертолёт из-за плохой видимости задел линию электропередач.

«Чёрный ящик» записал последние, предсмертны,е слова «генерал-губернатора» – так его называли при жизни:

– Что это? Что?! Куда мы?





Возврат к списку