Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Ключ от границы в надёжных руках

14.01.2011

Ключ от границы в надёжных руках

Союзное государство | Белорусские мытники верны завету самого знаменитого таможенника советского кино

Чуть больше года назад в составе седьмого пресс-тура российских журналистов автор этих строк целую неделю знакомился с жизнью братского народа. И вот - новая встреча с Белой Русью. Хотя нынешняя поездка была не слишком долга, на этот раз хозяева решили показать гостям лишь два момента: как охраняется западная граница Союзного государства и насколько эффективен на ней таможенный контроль.

Поезд «Москва – Гродно» всю ночь стучал колёсами по сотням километров российской и белорусской земли, и утром мы оказались в самом западном городе Союзного государства.

Гродно – бывшая столица Великого княжества Литовского. Город изумительной старинной красоты и памятников архитектуры, которые бережно сохраняются потомками. До границы с Польшей – полтора десятка километров прекрасного шоссе, впрочем, в Белоруссии все дороги такие же.

Наш автобус стремительно обгоняет грузовые фуры и легковушки, идущие к границе. Километра за два до неё они уже выстраиваются сплошной цепью по правой стороне дороги. Вот и сама граница. На мачте - флаг и герб страны. Влево и вправо от асфальта - два забора из колючей проволоки, а между ними – 4-5 метров вспаханной особым образом контрольно-следовой полосы. Преграда тянется по полю, исчезает в небольших перелесках и лощинах, взбегает на невысокие возвышенности и уходит куда-то за горизонт. У ворот - наряды бойцов с собаками, прожектора на вышках. Площадка для задержанных автомобилей, несколько зданий.

Наш автобус задержался на минуту-другую. В салон зашел офицер, пересчитал журналистов, сверился с какими-то бумагами и пожелал нам всего доброго. Проезжаем ещё метров 700-800, и вот он, пункт пропуска «Брузги» Гродненской региональной таможни – самый значительный на всей границе государства. Всего таких пунктов восемь – один с Литвой, три с Украиной, четыре с Польшей. Границы с Россией, как известно, нет.

Впрочем, поправили нас после в Государственном пограничном комитете, она есть и определенное наблюдение там ведётся, но проезжающим оно незаметно и никаких хлопот не доставляет.

«Брузги» – это одно-, двухэтажные здания, навесы со смотровыми ямами, мачты с прожекторами и видеоаппаратурой. Журналистов встречают приветливые люди в темно-синих форменных куртках с надписью: «мытня», что означает таможня. Гродненское «мыто» ведёт свою историю с 1486 года, когда начался сбор пошлины на границе с Польшей.

Сегодня, несмотря на кризис, товарооборот с Европой растёт ежегодно. Поток туристов и предпринимателей не иссякает. Каждый день здесь проходит до пяти тысяч грузовых, легковых автомобилей и автобусов; 70 процентов этого потока - российский транспорт.

С 2000 года началась серьёзная реконструкция и реорганизация службы. Насыщенность её техническими средствами чрезвычайна. Инспекционно-досмотровые комплексы позволяют осматривать находящийся в машине груз без вскрытия грузового отделения. Системы радиационного, рентгеновского, фитосанитарного контроля, металлодетекторы, камеры видеонаблюдения, аппараты считывания номеров, эндоскопические сканеры, способные обнаружить скрытые полости в однородной массе сыпучих материалов, «выкладывают» на мониторы таможенников буквально каждый сантиметр упакованного груза. Пять тысяч машин в сутки – и при этом никакой суеты, очередей, недовольства. Лишь приветливые лица мужчин и обаятельные улыбки женщин в кокетливых фирменных шапочках.

Начальник таможни Юрий Сенько, ничего не скрывая, рассказывает и показывает гостям принципы досмотра.

Вот на площадке, огороженной полосатыми лентами (не входить – излучение!), огромный рентгеновский аппарат «Рапискан», напоминающий букву «П». Он медленно наезжает на трейлер «SCANIA» и пропускает его между своих двух вертикальных «ног». Если на мониторе что-то зацепит взгляд оператора – перевозчику предложат поставить машину в крытый бокс для тщательного досмотра.

Новейшая техника, которая сегодня действует на границе, не может не поражать. Вот небольшой прибор, по виду обычный электрофонарь. Если человек даже 4-5 дней назад брал в руки наркотик, прибор не только просигналит об этом, но определит формулу зелья. В 2010 году изъято 900 килограммов маковой соломки, амфетамина, марихуаны, курительных смесей, которые в Польше ходят в свободной продаже. Один грамм гашиша стоит в Польше 7-8 долларов, а в Гродно уже 14-18. Так что контрабандисты готовы рисковать.

- Здесь, здесь ищи, - кинолог Елена похлопывает ладонью по колесам, раме кузова, водительскому сиденью грузовика. И двухлетняя лабрадорша Сара, добродушно помахивающая хвостом, тычется носом во все укромные места автомобиля.

Криминального момента мы за короткое время пребывания в Брузгах не увидели. Но Сара со своими «коллегами» каждый год «вынюхивают» до пятисот наркокурьеров. В немалой степени благодаря четвероногим служителям таможни изымаются припрятанные табачные изделия, валюта, мобильные телефоны, ювелирные изделия.

Кстати, Европейский таможенный Союз назвал кинологическую школу Беларуси лучшей в Старом Свете.

На одном из стендов – множество иностранных паспортов. Все они – фальшивки, выявить их не составляет труда. Предъявляемый на границе документ закладывается в прибор, напоминающий ксерокс, и тот показывает не только, какие данные паспорта оказались подделаны, но и когда это сделано. Словом, хитроумные приборы обмануть не так просто. Поэтому некоторые пытаются «договориться» с мытниками.

Памятуя о постоянно возникающих коррупционных разоблачениях российских таможенников, мы спросили у председателя Таможенного комитета Александра Шпилевского: были в 2010 году случаи взяток на пунктах пропуска?

- Были, - ответил Александр Францевич, - 275 раз пересекающие границу граждане разных стран пытались подкупить таможенников. Но благодаря системе контроля практически сразу же вмешивается служба собственной безопасности. Если замечаний нет, да к тому же документы в электронном виде пришли заранее, то зажигается зелёный светофор, и машина движется к польской границе, строения которой видны невдалеке.

Хотя понятно, что далеко не все подъезжают к границе с добрыми намерениями. Вот, по декларации, в фургоне грузового «Мерседеса» перевозятся мешки с цементом. Но внимательного оператора настораживает вид этих мешков. Вскрывают этот сарай на колёсах, и оказывается, что там действительно мешки, но только с… китайским ширпотребом. Причем упакован груз вакуумным способом, и когда его весь досмотрели, то в один трейлер он уже вместиться не мог.

В грузовике, идущем из Франции, заявлены ящики с запчастями к сельхозмашинам. Мытники по одним им известным причинам решили вскрыть фургон. Оказалось, что ящики есть, но вместо запчастей - коробки с французской косметикой на 800 тысяч евро. Хитроумный бизнесмен думал, что на границе служат доверчивые и простодушные люди, а они взяли да и наказали его по полной программе. За десять месяцев на границе зафиксировали 964 нарушения таможенного законодательства, но доля россиян среди нарушителей незначительна.

За 2009 год от деятельности белорусской таможни в республиканский бюджет поступило 12,4 триллиона рублей (1000 белорусских рублей – 10,25 российского рубля). Позднее в Государственном таможенном комитете Беларуси нам рассказали, что проверок на границе теперь примерно в 7 раз меньше, чем в ещё недавние годы. Груз, предназначенный, например, для получения в Сибири или на Дальнем Востоке, маркируется электронной связью и отправляется по назначению. Движение его по всей территории Союзного государства отслеживается, и благодаря такому контролю можно точно сказать, в каком месте находится сейчас контейнер. Когда груз прибудет к месту назначения, там его проверят российские таможенники.

Конечно, бывают случаи, что товар не доходит по назначению, но если в 2002 году таких случаев было 452, то за три квартала прошлого года их возникло только 10.

На встрече в Государственном пограничном комитете журналистам подробно рассказали о преобразованиях на границе, об офицерских кадрах, которые пока готовятся в российских вузах, о том, что нынче отказались от многих стереотипов прошлого.

Ликвидировали, например, 50-километровую приграничную зону, потому что сегодня осуществляется не охрана границы, а строгий контроль за её пересечением. Несмотря на потепление международной обстановки, проблем на границе меньше не стало.


На Гродненской таможне.

По словам председателя Пограничного комитета Беларуси Игоря Рачковского, в прошлом году контролерам на границе поступило, например, около трех тысяч «деловых предложений». Так что проверка профессионализма, бдительности и честности тех, кто лицом к лицу стоит с так называемым «свободным миром», по-прежнему актуальна.

В управлении Гродненской пограничной группы нам показали карту-схему границы. В режиме реального времени на огромном мониторе можно отслеживать, где находятся пограничные наряды. В другой комнате оперативный дежурный наблюдает, как идет проверка документов у тех, кто проходит через границу. Кстати сказать, если гражданин является персоной нон грата для России, то через пограничный контроль в Белоруссии ему не пройти. В базе данных он будет значиться в «черном списке».

За десять месяцев прошлого года на границе случилось 68 нарушений порядка, но десять лет назад число их было впятеро больше.

Журналисты, кстати сказать, полюбопытствовали: при таком обилии техники, вероятно, ушли в прошлое попытки пересекать границу «пятками вперёд», ступать след в след, или надевать на ноги копыта животных?

- Увы, - ответил нам генерал Игорь Рачковский, - весь этот арсенал нарушители из Африки, Азии и Кавказских гор не перестают использовать. Естественно, без всякого успеха.

Государственная граница Беларуси с Польшей протянулась на 398 километров. Ключ от неё – в надежных руках внешне приветливых и добродушных белорусских мытников и пограничников.

И это радует.

Борис ВАУЛИН.

Гродно – Воронеж.

Источник: «Коммуна», №4 (25632), 14.01.11г.


Возврат к списку