Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Воронежская эмиграция в Сербии

14.12.2017

Воронежская эмиграция в Сербии

Далёкое – близкое

В год столетия Великой русской революции в Воронеже прошло множество конференций, лекций и даже экскурсий о событиях того давнего времени. Завершающим мероприятием юбилейного года стал состоявшийся 11 декабря «круглый стол» в Воронежском госуниверситете «Судьбы русской эмиграции в Югославии после Первой мировой войны», организованный Обществом русско-сербско-черногорской дружбы «Славянский мост» и управлением региональной политики воронежского правительства при участии Национальной палаты при губернаторе Воронежской области.

Николай САПЕЛКИН

Русская эмиграция была прямым следствием грозных революционных событий. В июне 1920 года в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так до 1929 года называлась Югославия) была создана Государственная комиссия по приему и устройству русских беженцев – в дружественную нашим эмигрантам страну прибыло 73431 человек.

Среди вынужденных эмигрантов оказалось и много воронежцев. Так, в Югославии нашла свой приют художник Елена Киселева. Она прибыла в Белград в феврале 1920 года и прожила в этом, ставшим ей родным, городе до самой своей смерти в 1974 году. Девять лет прожил в сербском городе Нови-Саде поэт Сергей Бехтеев. На четыре года приютила сербская земля Леонида Савелова. С Нови-Садом связана жизнь и выпускника воронежской духовной семинарии Дмитрия Скрынченко, организатора общества «Русская матица». В словенском городе Белая Церковь жила Галина Михнюк, знаменитая келейница и хранительница архива архиепископа Иоанна (Шаховского).

Югославская земля стала главным центром русской церковной эмиграции. Среди прибывших в королевство русских беженцев было 215 священников и архиереев. Двое из них были уроженцами воронежской земли.

5 февраля 1920 года в Белград прибыл епископ Митрофан (Абрамов) – во многом благодаря его активности и дипломатичности были решены все вопросы размещения русского церковного руководства в сербском городе Сремски Карловцы.

Епископ Митрофан (1876 -1945) родился в селе Старая Меловая нынешнего Петропавловского района Воронежской области. Он окончил Павловское духовное училище и Воронежскую семинарию. В 1916 году стал епископом Сумским, викарием Харьковской епархии. В 1922 году он был принят в клир Сербской православной церкви и стал настоятелем монастырей. При монастыре Раковица создал школу церковного пения, при монастыре Высокие Дечаны – духовное училище «Монашка школа». В 1937 году ему был присужден югославский орден Святого Саввы. В 1941 году он ушел на покой и принял схиму с именем Макария в часть воронежского первосвятителя Митрофана (в схиме Макария).

На родине архиерея сохранился храм, где он был крещен. В Воронеже уцелело здание духовной семинарии, где он учился. Поэтому память о знаменитом архиерее должна быть увековечена не только в Белграде, где он похоронен, но и на его воронежской родине.

О втором архиерее-воронежце – митрополите Анастасии (Грибановском) сейчас много спорят. В бытность главой Русской православной церкви за границей он сделал несколько неоднозначных заявлений. В память об этом архиерее в сентябре 2009 года на его родине в селе Братки Терновского района установлена мемориальная доска, которую освятил митрополит Воронежский Сергий (Фомин).

В ходе обсуждения участники «круглого стола» рассмотрели широкий круг вопросов и не только столетней давности, но и современности. Например, о патриотическом подвиге русской эмиграции в Югославии в годы Второй мировой войны рассказал ветеран органов госбезопасности Анатолий Никифоров. Его доклад, как и доклад Любомира Радиновича, был отмечен горячими аплодисментами участников.

Источник: газета «Коммуна» | №99 (26743) | Пятница, 15 декабря 2017 года


Возврат к списку