Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Это редкостное дело не оставила рука»

22.01.2018

«Это редкостное дело не оставила рука»

«Жизнь вне Интернета»

Именно так мы решили обозначить новую тему и рубрику, которую начинаем вести с нынешнего номера

Виктор Силин


Жизнь современного человека столь стремительна и наполнена различными и далеко не всегда достоверными потоками информации, а погоня за успехом любой ценой отнимает столько душевных и физических сил, что не остаётся времени на вдумчивое осмысление своего предназначения, своего места в жизни. Бытие полнокровное и разностороннее заменяется каким-то суррогатом, а точнее сказать, призрачным, виртуальным существованием.

Интернет (при всей его бесспорной важности как одного из инструментов нашего развития) становится главной содержательной частью существования молодого поколения. Но творческое начало, причем коллективное, изначально присуще человеку.

Как и в прошлом веке, в нынешнем наши земляки поют песни, сочиняют стихи, рисуют, снимают любительские фильмы, играют в народных театрах, коллекционируют, собирают фольклор… И стараются всем этим богатством поделиться с нами, передать его и приумножить.


«Это редкостное дело не оставила рука»
 

 Жизнь вне Интернета | В домотканом платье с пояском, украшенным старинным воронежским орнаментом, Анна шла по Плехановской улице. Встречный парень не смог скрыть изумления: «Девушка, вы кто?» Ответила с достоинством: «Я – ткач»

Точно так же на одном из фольклорных фестивалей около Анны Каракуц, заправлявшей небольшой ткацкий станочек, чуть ли не остолбенели корреспонденты «Коммуны». А когда мы увидели, как ловко молодая и красивая женщина управляется с челноком, аккуратно проводит его под нитями, бережно подхватывает, – не могли оторвать взгляд. Руки за ткацкой работой, словно в танце. Все движения плавные, отточенные, завораживающие.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Дома у Анны два станка – уже знакомый нам переносной, путешествующий вместе с мастерицей по фестивалям и праздникам, и большой, на котором ткутся половики, шарфы, воронежские пояса. Сделаны станки под заказ в Архангельске. Работают, как их древние пращуры, – по проверенным веками технологиям.

– Семь лет назад на фестивале в Дивногорье я увидела ткачиху из Москвы Анну Воронцову и три дня вокруг неё ходила, каждое движение старалась запомнить, – рассказывает Анна Каракуц. – Затем нашла здесь в Воронеже её ученицу и пропала…

Азы ткачества наша собеседница освоила быстро. Дальше дело уже само управляло ею. Находились мастера, готовые поделиться своим опытом. Такие же увлечённые ткацким ремеслом люди учили, поправляли, подсказывали.

– Начинала с одного станка, – делится Анна. – А когда занялась рушниками, поняла, что этого мало и заказала станок поменьше, на котором занимаюсь столовым бельём, поясами.

Люди смотрят на сотканные вещи, и генетическая память опознаёт родство с этими дивными узорами, а душа откликается на зашифрованные в них послания. Обладать так

На заправку нитями большого станка у мастерицы уходит два дня. На то, чтобы соткать трёхметровый пояс, – пять-шесть часов. Хлопковые нити сплетаются в прочное полотно, на которое ложится старинный воронежский узор. О значении каждого элемента рисунка Анна рассказывает очень подробно. Вот традиционный мотив воронежского орнамента ромб – символ плодородия, исстари украшавший женские пояса и другие предметы гардероба наших пращуров. Люди смотрят на сотканные вещи, и генетическая память опознаёт родство с этими дивными узорами, а душа откликается на зашифрованные в них послания. Обладать такой вещью в наш индустриально обезличенный век – особое удовольствие.

– Парню, который увидел меня на улице в необычном платье, я показала на телефоне свои работы, – продолжает Анна, – и он захотел тканый пояс. Их заказывают чаще всего. А ещё шарфы, рушники, салфетки. Обращаются ко мне фольклорные коллективы, исторические клубы. Я работаю с разными видами узоров – воронежскими, северными. Случалось создавать и совершенно необычные вещи для людей, у которых в головах целые миры, и они придумывают для них свои краски, свою символику. Потом мы вместе приближаем эти фантазии к реальности, подбираем для них узоры из нашего прошлого. Настоящее, рождённое в прошлом и ставшее традицией, всё равно больше трогает. Ведь оно касается таких струн души, о которых человек и сам порой не подозревает.

Так случилось и с самой Анной, которая, обладая дипломами портного, парикмахера и психолога, вдруг ощутила притягательность узорного ткачества. Сказать по правде, зёрна упали на подготовленную почву. В семье Анны любят рукоделие.

– Вязать меня в детстве учили бабушка и папа, – отмечает Анна. – Отец – врач, и он уверен, что вязание полезно для улучшения кровоснабжения мозга. А сегодня трое моих сыновей – Дмитрий (15 лет), Михаил (9 лет) и Виктор (5 лет) – продолжают семейную традицию. Дима уже уверенно работает на станке. Миша и Витя делают первые шаги в ткачестве.

Труд ткача при внешней простоте требует усидчивости, внимательности и постоянного стремления к самосовершенствованию. А кроме этого – большой любви к традиции и страсти её собирателя.

– На одном из фестивалей попался на глаза рушник с очень красивым орнаментом, – говорит Анна. – Сразу поняла, что его узор уникальный из села Кочетовка Хохольского района. Мастерица Мария Ивановна Комарова подарила мне один старый рушник, а другие разрешила сфотографировать.

Такой обмен информацией и помогает выживать старинному ремеслу, где каждая крупица знаний на вес золота.

– Выручают воронежские этнографы Елена Матвеева и Татьяна Пухова, – подчеркивает наша собеседница. – Консультируют и даже пускают в музей «Лаборатория народного костюма» при ВГУ считать нити на поясах, что очень важно для нашего ремесла. Хорошо, что есть люди, помогающие традиции дышать. Вот и я ищу ученицу, чтобы старинные приёмы ткачества были в ещё одних надёжных руках.


Анна Каракуц: «Спасибо людям, которые помогают традиции дышать».
Фото Натальи Коньшиной.

Источник: газета «Коммуна» | №5 (26752) | Вторник, 23 января 2018 года


Возврат к списку