Управление природных ресурсов Воронежской области











Очень русская история

17.05.2018

Очень русская история

Театр

150-летний юбилей великого пролетарского писателя (так когда-то именовали Максима Горького) был отмечен Воронежским академическим театром драмы постановкой пьесы «Старик», которой режиссёр Александр Сидоренко дал наименование «Куда летишь, кукушечка…»

Людмила РОМАНОВА,


театровед

Такое ласковое название как будто совсем не вяжется с содержанием пьесы, скажем прямо, не лучшей у классика. Но постановщику пришла в голову счастливая мысль пригласить в спектакль воронежский фольклорный ансамбль «Паветье» (руководитель – Александра Самотягина), который не только украсил его, но придал масштаб рассказанной истории, оттенил её народность.

Пьесы Максима Горького – это прежде всего драмы идей, воплощенные в конкретных персонажей. И трудность постановки его произведений заключается в том, чтобы эти персонажи выглядели как живые люди, а не «рупоры идей».

У советского театра большой опыт воплощения великолепных спектаклей по Горькому – достаточно вспомнить «Вассу Железнову» Малого театра или «Варваров» и «Мещан» в БДТ в постановке Георгия Товстоногова. Так что Александру Сидоренко, недавнему выпускнику режиссерского факультета ВТУ имени Щукина, было на кого равняться. За его плечами уже десять спектаклей, некоторые из них – лауреаты различных фестивалей.

Основной конфликт разворачивается между двумя героями. Один из них – Иван Мастаков, в прошлом у которого – побег с каторги; он сменил имя и уже много лет занимается деятельным трудом, давая работу тысячам людей и прослыв меж них справедливым хозяином. Таким образом он хочет загладить свою вину перед законом, хотя был осужден несправедливо. Второй участник конфликта – Старик, с которым Мастаков вместе отбывал наказание, провел на каторге двенадцать лет. После освобождения он отыскал Мастакова и шантажирует его, не говоря конкретно, чего именно добивается. Его бесит, что он сам отстрадал полностью, а Мастаков этого избежал.

Надо сказать, что Горький ненавидел людей, которые кичатся своими страданиями и выставляют их напоказ, словно гнойные раны. Он очень не любил за это Ф.М.Достоевского, называя его «нашей больной совестью». Собственно, и «Старика» он написал, полемизируя со спектаклями МХТ по романам Достоевского «Братья Карамазовы» и «Николай Ставрогин», которые поставил В.Немирович-Данченко. Но философский подтекст пьесы, похоже, не слишком увлек режиссера, он предпочел поставить криминальную драму, на что имеет полное право.

Что может быть хуже упоения страданием? И Горький рисует своего Старика омерзительной, но сильной фигурой. Таким его и играет Валерий Потанин, убрав свойственное ему в некоторых ролях самолюбование. Получился очень значимый образ. К сожалению, фигура Мастакова у автора более рыхлая и расплывчатая, и ни режиссер, ни актер Роман Слатвинский не смогли с этим ничего сделать. Таким образом, противостояние неравноценное, что автор и режиссер пытаются преодолеть, рисуя окружение Мастакова. Неприятные люди, надо сказать. Пасынок Павел (Евгений Чистяков) и падчерица Татьяна (Мария Щербакова) не испытывают к отчиму никакой благодарности. Сосед Харитонов (Денис Кулиничев) хочет пристроить своего племянника Якова (Евгений Баханов) к Татьяне, надеясь на богатое приданое.

Горький ненавидел людей, которые кичатся своими страданиями и выставляют их напоказ, словно гнойные раны. Он очень не любил за это Ф.М.Достоевского, называя его «нашей больной совестью».

Павел и Яков всюду шныряют, подслушивают и подсматривают. Татьяна не подпускает Якова к себе, и он, не зная, как привлечь её внимание, придумывает всякие издевательские шуточки, уверяя, что «будет смешно». Если добавить к ним девицу Марину, сопровождающую Старика, у которой Павел пытается выведать, что за странную власть имеет Старик над отчимом, то картина получается совсем неприглядная. Марина (Анна Кикас) – угрюмое, тупое и страшное существо. Только домоправительница Захаровна (колоритная Ирина Кулешова) да сердобольный Степаныч (Валерий Блинов) действительно любят хозяина. Ну и, конечно, Софья Марковна (Магдалена Магдалинина рисует свою героиню нежной, женственной, любящей, готовой защитить любимого человека).

И вся эта странная, тяжелая, полная скрытых драм жизнь разворачивается на фоне исполнения фольклорным ансамблем «Паветье» романсов, наигрышей, тюремных страданий. Получается очень русская история…

Чтобы сохранить интригу, не буду говорить о концовке спектакля. Для многих зрителей она будет неожиданной.

Александр Сидоренко не стал осовременивать Максима Горького чисто внешними приметами. И сценография, и костюмы Алексея Мочалова нейтральны, не вызывают вопросов. Разве что дергающиеся фигуры справа и слева – приметы наших дней. Но и они обостряют напряженность спектакля, которую режиссер и актеры умело поддерживают, пользуясь всеми приемами русского психологического театра.


Сцена из спектакля «Куда летишь, кукушечка...». Фото А.Селезнёва.

Источник: газета «Коммуна» |№37 (26784) | Пятница, 18 мая 2018 года


Возврат к списку