Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Гарант доступности и качества

24.05.2018

Гарант доступности и качества

Созданная четверть века назад, на заре рыночных реформ и преобразований, система обязательного медицинского страхования сегодня стала экономическим стержнем российского здравоохранения

– И не просто стержнем, но и действенным инструментом повышения качества и эффективности медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации, – отметил в беседе с журналистом «Коммуны» директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области Александр ДАНИЛОВ. Поводом для встречи с Александром Валентиновичем послужил четвертьвековой юбилей, отмечаемый системой ОМС в нынешнем году, и потому в начале разговора мы сделали небольшой экскурс в историю её создания и становления.


Александр Данилов.

– Этот процесс потребовал четверть века, – отметил Александр Валентинович. – Впрочем, он и сейчас еще далек от завершения. Но есть позитивный, порой уникальный опыт, который требует изучения и обобщения и который дает все основания полагать, что будущее российского здравоохранения – за страховой моделью.

Вообще опыт развития региональной модели ОМС Воронежской области условно можно разделить на четыре этапа, на каждом из которых существенно менялась ее роль в системе финансирования и оказания медицинской помощи. Особенности каждого из них были обусловлены экономическими возможностями общества и наличием политической воли руководства страны и региона для ответа на те вызовы, которые ставило перед нами время.

– Можно коротко об этих этапах?

– Конечно. Первый – это начало 90-х годов. Когда страна меняла политическое и экономическое устройство, внедрение страховых принципов преследовало цель интегрировать такую, по сути, нерыночную отрасль, как здравоохранение, в рыночные условия хозяйствования. ОМС отводилась роль дополнительного к бюджету источника средств, способного обеспечить рыночную рентабельность медицинских услуг. А конкуренция между многочисленными страховщиками должна была способствовать эффективности использования ресурсов и качеству медицинской помощи.

Здесь уместно вспомнить, что в 80-х Воронежская область была пионером по внедрению нового хозяйственного механизма в здравоохранении, поэтому Воронежский фонд был образован одним из первых в стране. К 1994 году областная система ОМС уже имела развитую инфраструктуру, а также значительную степень самостоятельности, поэтому основные нормативные документы разрабатывались и утверждались на уровне субъекта. Успешный опыт изучался и тиражировался Федеральным фондом ОМС на другие территории. Практические результаты внедрения ОМС в области были востребованы коллегами Центрально-Черноземного региона, а также других областей и республик страны. В 1994 – 1995 годах опыт работы Воронежского фонда изучали рабочие группы и делегации 86 регионов России.

Многое из того, что впоследствии легло в основу нового закона об ОМС, отрабатывалось на региональном уровне. Так, в 1994 году в систему ОМС в качестве пилотного проекта были включены негосударственные медицинские организации, в том числе учреждения МПС. Для отработки механизма одноканального финансирования медицинской помощи в восточной экономической части Воронежской области был начат эксперимент по передаче части средств бюджетов этих муниципальных районов в фонд и включению в тариф по ОМС всех защищенных статей расходов медицинских организаций.

Чтобы обеспечить конвертируемость полисов, выданных жителям Воронежской области, на всей территории Российской Федерации, в 1994 году ТФОМС применил практику возмещения средств, израсходованных на лечение иногородних граждан, на основе договоров между территориальными фондами. Она действовала до издания в 1996 году приказа Федерального фонда.

Особенностью воронежской региональной модели ОМС стала высокая степень ее информатизации. В течение первых двух лет фондом была создана корпоративная сеть, сформированы информационные базы, разработаны программные средства для автоматизации управленческих процессов.

Однако очень скоро стало понятно, что перечисленных мер недостаточно для качественных изменений в системе оказания медицинской помощи. Ожидания в отношении действия рыночных сил не оправдались – действительно полезная для людей конкуренция так и не возникла.

– На ваш взгляд, почему?

– Во-первых, у застрахованных лиц отсутствовали не только реальная основа для выбора – все страховые медицинские организации (СМО) предлагали одинаковый продукт по одинаковой «цене» – но и сама возможность выбора как страховой, так и медицинской организации. Во-вторых, многоканальность финансирования медицинских организаций не позволяла связать размеры финансовых средств, поступающих в медицинские организации, с объемами и сложностью оказываемой ими медицинской помощи и достигаемыми результатами, проще говоря, не позволяла расходовать государственные средства эффективно. В-третьих, в отсутствие единой методики расчета для каждой медорганизации действовали, по сути, индивидуальные тарифы, то есть основа для ценовой конкуренции между ними отсутствовала.

Без решения этих проблем реализовать рыночный потенциал страховой модели финансирования не представлялось возможным. Но большие перемены требовали больших расходов, а финансирование отрасли критически сокращалось.

Экономический кризис, сокращение расходов на здравоохранение из бюджетов различных уровней привели к тому, что к 1996 году ОМС из дополнительного превратилось, фактически, в замещающий источник финансирования медицинской помощи. Скажу больше. Именно целевой характер взносов на ОМС в кризисные годы обеспечил здравоохранению преимущественное положение по отношению к остальным отраслям общественного сектора, но модернизацию системы пришлось надолго отложить.

Главной на этом этапе стала работа по сбору страховых взносов. И мы, действуя в тесном союзе с органами власти Воронежской области, с этой задачей справились.

Третьим, промежуточным этапом развития региональной модели ОМС, который приходится на середину первого десятилетия нового века, стала реализация приоритетных государственных программ и проектов в сфере здравоохранения. Экономический рост в стране давал возможность увеличить финансирование здравоохранения, но несовершенство системы не позволяло наращивать государственные расходы на медицинскую помощь в сфере ОМС. Эффективность расходов обеспечивалась целевым характером программных мероприятий, направленных на решение системных проблем отрасли.

– А повлёк ли этот значительный рост государственного финансирования (по оценкам экспертов – это 1,5 раза к уровню 1991 года) качественные изменения в системе оказания медицинской помощи?

– Да, решение системных проблем, о которых я упомянул выше, предполагает именно такие изменения, а не только дополнительные ресурсы. И в сфере ОМС они, определенно, произошли.

Судите сами. Региональная программа модернизации здравоохранения позволила провести ремонт медицинских организаций, оснастить их современным оборудованием, начать масштабную информатизацию и внедрение стандартов медицинской помощи, способных существенно повысить ее качество и доступность.

Средства ОМС в составе ПНП «Здоровье» и федеральной программы «Земский доктор» помогли укрепить и кадровый потенциал отрасли, а также восстановить ее профилактическую направленность. Модернизация отрасли дала новый толчок для развития информационных технологий в сфере ОМС. А все это вместе – возможность подойти вплотную к серьезным преобразованиям в самой страховой модели.

– Это уже, видимо, наши дни и новый этап? Судя по логике развития событий, он обещает стать решающим. Расскажите о нём чуть поподробнее.

– Наиболее значительные преобразования на текущем этапе развития региональной модели ОМС связаны с модернизацией системы обязательного медицинского страхования, проведенной в 2013–2015 гг. в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Прежде всего, серьезные изменения произошли в порядке оказания медицинской помощи. Принцип содержания бюджетных учреждений стал постепенно уступать место оплате результатов их деятельности: объема услуг, оказанных в соответствии со сложившимися требованиями к их качеству, что повысило эффективность использования ресурсов — как на уровне отдельного учреждения, так и в системе здравоохранения в целом.

Отрасль перешла на преимущественно одноканальное финансирование из средств ОМС.

Исчезли территориальные различия в финансовом обеспечении базовой программы ОМС. Участниками обязательного медицинского страхования стало большое количество негосударственных медицинских организаций. Реально расширены возможности для граждан в получении бесплатной медицинской помощи за пределами своего региона, выбора страховой, медицинской организации, врача.

Появилась эффективная система информационного сопровождения застрахованных лиц при получении медицинской помощи, контакт-центры по работе с обращениями граждан, личные кабинеты пациентов в сети Интернет. Настоящими защитниками прав граждан в сфере ОМС стали страховые представители.

В итоге сегодня созданы важнейшие институциональные условия для перехода системы к страховым принципам и формирования конкурентной модели ОМС.

Для решения технической стороны этой задачи Воронежским фондом разработана концепция бинарного полиса ОМС.

– Вы сказали: «Бинарный полис». Что это такое?

– Термин «бинарный», как известно, происходит от слова «bi» — два, и обозначает двоичный, двухкомпонентный. Бинарный полис ОМС – это документ, подтверждающий право гражданина РФ на получение бесплатной медицинской помощи по программе ОМС, разделенной на два основных компонента (А и Б). Так, перечень А включает всю предусмотренную территориальной программой ОМС медицинскую помощь, а Б – услуги сверх программы государственных гарантий, интегрированных с ОМС. Право на получение услуг по компоненту А распространяется на всех граждан. Право получения услуг в объеме компонента Б должно приобретаться солидарным участием в общественном страховании в форме личного соплатежа.

Конечно, предложенная концепция не исчерпывает возможных подходов к реализации страховых принципов. Однако заложенный в ней механизм «пакетного» страхования позволяет предоставить гражданам реальную возможность выбора страховых программ, а значит,– реальную основу для конкуренции СМО. Этот механизм поможет заменить неофициальные платежи и платные медицинские услуги и повысить эффективность использования личных средств граждан, идущих на финансирование здравоохранения.

– Александр Валентинович, слушаю вас и открываю столько нового для себя. Что уж говорить о большей части нашего населения, для которого ваша работа – тайна за семью печатями.

– Почему «тайна»? Напротив, мы широко открыты людям. Это наше убеждение, это наша позиция всю четверть века. Особенно много сделано за последние годы. Так, с целью предоставления застрахованным лицам информационных услуг в удобной и безопасной форме на сайте ТФОМС созданы четыре электронных сервиса, входящие в паспорт приоритетного проекта «Электронное здравоохранение». Сервисы дают возможность задать вопрос и получить консультацию специалиста, а также проверить полис, страховую принадлежность застрахованного лица, получить информацию о перечне и стоимости оказанной медицинской помощи, направить заявление о выборе страховой медицинской организации.

Сегодня в области работает 231 страховой представитель, посты их дежурства организованы в 59 медицинских организациях. Единый контакт-центр в сфере ОМС ведет прием обращений граждан в круглосуточном режиме, информация о контактных телефонах и графиках дежурств страховых представителей размещена на сайтах всех страховых медицинских организаций и Территориального фонда ОМС.

– Наверное, пора подвести итоги нашего разговора. Что вы можете сказать в его завершение?

– То, что к своему 25-летнему юбилею система обязательного медицинского страхования подошла полностью обновленной, сформировав по-настоящему пациентоориентированную модель, в центре которой находится человек. Сегодня фонды – это не только структуры по обеспечению финансирования здравоохранения, но и непосредственные участники всех процессов повышения качества и доступности медицинской помощи.

Вёл беседу Алексей ПЕТРОВ.



Справка «Коммуны»

ТФОМС Воронежской области — некоммерческая организация, создана Решением Президиума Воронежского областного Совета народных депутатов и администрации области от 24 марта 1993 года № 207/170 для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Воронежской области.

На региональную программу модернизации здравоохранения Воронежской области в 2011-2012 годах из средств ОМС было направлено около 7 миллиардов рублей.

На выплаты сельским врачам по программе «Земский доктор» в 2012-2017 годах ТФОМС Воронежской области направил 368 миллионов рублей.

На финансирование диспансеризации и профилактических осмотров населения области в 20132017 годах – 4,6 миллиарда рублей.

Доля средств ОМС в финансировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Воронежской области сегодня достигла 76,3 процента.

Доходы бюджета ТФОМС Воронежской области на 2018 год запланированы в сумме 25 миллиардов 515 миллионов 200 тысяч рублей (на 4 миллиарда 378 миллионов 400 тысяч рублей выше уровня 2017 года).

Расходная часть бюджета Фонда спрогнозирована с учётом планируемых доходов на трёхлетний период и составит на 2018 год 25 миллиардов 512 миллионов 700 тысяч рублей. Основным направлением расходования средств бюджета Фонда является финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования.

В 2018 году продолжится рост расходов на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), оказываемой за счёт средств ОМС. На оплату ВМП в 2018 году планируется направить 1 миллиард 70 миллионов 700 тысяч рублей, что на 117,6 миллиона рублей, или 12,3 процента, выше расходов 2017 года. При этом запланированы расходы в сумме 103 миллиона 400 тысяч рублей на получение ВМП гражданами, застрахованными на территории Воронежской области, в других субъектах РФ.


Источник: газета «Коммуна» | №39 (26786) | Пятница, 25 мая 2018 года


Возврат к списку