Управление природных ресурсов Воронежской области











Пир, труд, рай… и немного ада

14.06.2018

Пир, труд, рай… и немного ада

VIII Международный Платоновский фестиваль искусств | Фестивальная выставочная программа продолжает демонстрировать пёстрый спектр искусства XX века

Фернан Леже в последние десятилетия Советской власти для многих моих продвинутых соотечественников был, наряду с Пабло Пикассо, примером авангарда, о котором не запрещено говорить. Получить адекватную информацию о Дали, Ротко, Уорхоле, читая работы советских искусствоведов, было непросто, а придерживавшийся левых взглядов (да и, прямо скажем, на более понятном языке разговаривавший с аудиторией) Леже со времён хрущёвской «оттепели» получил статус «прогрессивного художника».

Виталий ЧЕРНИКОВ

В XXI веке многим в России он памятен тем, что его куртку носил Сергей Довлатов, о чём написал рассказ. У этого представителя поколения, разочаровавшегося в идеалах, на которых базировался (к концу 1960-х – чисто теоретически) Советский Союз, чувствуется двойственное отношение к хозяину куртки, симпатия борется с иронией: «Фронтовые рисунки Леже проникнуты ужасом. В дальнейшем он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил».

В XXI веке творчество художника можно оценивать без оглядки на то, каким коммунистом он был. Выставка «Фернан Леже. Поэтика современности» в музее имени И.Н.Крамского показывает нам Леже-романтика, человека, который завороженно всматривался в жизнь. Его «Корова» могла бы стать иллюстрацией к рассказу Андрея Платонова, но и канкан этому французу не был чужд. Значительная часть экспозиции – работы из цикла «Город»: результат прогулок художника по Парижу. Такие знакомые названия: «Эйфелева башня», «Монпарнас»! Среди экспонатов – несколько образцов фаянсовых тарелок, ковры, созданные в 1960-х по его рисункам.

Проведение выставки стало возможным благодаря сотрудничеству с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

– Для меня фигура Леже всегда была интересна во многих отношениях, – признался художественный руководитель Платоновфеста Михаил Бычков. – Но когда жизнь связала меня с фестивалем, мне увиделось что-то неслучайное в том, как современники Фернан Леже и Андрей Платонов, люди разных культур, из разных стран, разного жизненного пути, в чём-то – в своих идеалах, иллюзиях, жизненных устремлениях на каких-то этапах жизни совпадали. Специалисты, может быть, обнаружат более глубокие параллели!

Это первая фестивальная выставка в музее имени И.Н.Крамского, на которой представлено творчество художника-иностранца: прежде Платоновфест предоставлял воронежцам возможность увидеть работы отечественных творцов, современников писателя или наших современников. Заместитель директора и главный хранитель Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Татьяна Потапова напомнила собравшимся: Леже, хотя и «работал на французской почве», Россию любил, ею интересовался. Основа музейной коллекции его творений – работы, переданные в дар вдовой и вдохновительницей художника, уроженкой России Надеждой Ходасевич-Леже. Также представлены работы, которые хранились в семье писателя и публициста Ильи Эренбурга.

Ещё одним ярким фестивальным событием стала выставка «НАИВ…НО: Пиросмани и компания», открывшаяся в зале на улице Кирова. Все экспонаты – из коллекции Московского музея современного искусства. Знакомство воронежцев с творчеством живописцев-самоучек, называемых примитивистами, конечно, дело важное, но задача этого проекта шире: познакомить не только с их творчеством, но и с тем, как влияло видение людей из народа на художников, которых принято называть «профессионалами».

Не секрет, что русские авангардисты, от братьев Бурлюков до Малевича и Кандинского, интересовались разными ипостасями народного творчества – от заговоров и сказок до икон и магазинных вывесок. И вот теперь творения самоучек соседствуют в одном зале с картинами Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Татлина. Кстати, Гончарова и Ларионов повлияли в 19701980-е на ленинградца Тимура Новикова и его окружение (группа представлена работой Сергея Бугаева-Африки, образцом для которой послужили детские рисунки).

Работ Нико Пиросмани на выставке шесть. В их числе – вывеска для духана и портрет хозяина этого заведения. Не обошли кураторы проекта такую важную для художника тему, как анималистическая: портреты жирафа и медведя творец-самоучка явно создавал «по рассказам».

Большинство авторов – наши соотечественники. Однако среди жемчужин выставки сразу замечаешь картину француза Анри Руссо. Кстати, оказывается, не только Пиросмани открыли миру жившие в дореволюционной Грузии авангардисты, но и к известности «таможенника Руссо» россияне имели некоторое отношение.

– В нашей коллекции около тридцати работ Пиросмани, – рассказала на открытии выставки Людмила Андреева, руководитель кураторской группы. – Фактически это целая экспозиция. И её очень часто требуют в других городах. Я, например, с ней уже раза четыре или пять ездила по городам России.

Экспонаты распределены по нескольким разделам, каждый демонстрируют ту или иную ключевую для примитивистов тему. Например, «Труд», «Пир», «Смерть», «Ад», «Рай». Аннотации сообщают: «Авангардисты боролись с салонным академизмом, с мещанскими «бесстыжими Венерами» и в центр мира ставили человека труда. Таким мы видим его на работах Казимира Малевича и Давида Бурлюка. А самоучкам-наивистам не надо было далеко ходить за вдохновением, так как многие из них происходили из рабочих и крестьянских семей»… «Образный строй наивного искусства часто вызывает ассоциацию с райской идиллией. Действительно, большинство художников тяготело к светлым и чистым образам, к тому, что приводит душу в умиление и благостное состояние».

– Социум их тоже увлекал, – рассказывает Людмила Андреева. – Есть такая художница Дикарская, которая была участницей двух мировых войн. И на выставке вы можете увидеть её картины, связанные с темой революции, Гражданской войны.


Фото Натальи КОНЬШИНОЙ.


Женщины были одними из главных источников вдохновения для Леже.


Художников-примитивистов интересовали разные темы,
от выступления хора до революции.

Источник: газета «Коммуна» | №45 (26792) | Пятница, 15 июня 2018 года


Возврат к списку

Новостная информация с информационного портала communa.ru