Управление природных ресурсов Воронежской области

Концептуальный подход

12.07.2018

Концептуальный подход

Нальчикский молкомбинатКачество питания | Представленный в Воронеже «Нальчикский молкомбинат» развивает собственную систему работы в регионах

Считается, что продовольственное эмбарго, введенное российским правительством в отношении ряда стран Запада, помогло отечественным производителям нарастить собственную долю на отечественном рынке. Однако данные по молочной отрасли говорят об разнонаправленных тенденциях в этой сфере.

Алексей ПЕТРОВ

Заместить и потребить

Возможно, в 2014-2015 гг. в стране, действительно, наблюдалось некоторое сокращение импорта, но в 2017 г. его показатель вновь достиг уровня 2013 г. Только уже за счет не стран Евросоюза, а Белоруссии, активно нарастившей поставки молока в Россию.

При этом собственно российские производители столкнулись с рядом негативных факторов, связанных с ослаблением национальной валюты. В частности, себестоимость производства молочных продуктов увеличилась, а рост цен был ограничен снижением покупательской способности населения. Как итог – уменьшилась доступность кредитных ресурсов для производителей молочных продуктов. Приплюсовать сюда еще и сокращение молочного стада в стране (отдельные регионы, наподобие Воронежской области, где ежегодно отмечается его рост, – не в счет) – и мы получаем, что экономический кризис 2014 г. повлиял на производителей молочной продукции не всегда положительно.

Впрочем, не на всех. Некоторые предприятия, которые стали производить товары, ранее завозимые исключительно из-за рубежа, смогли улучшить свою экономику за этот счет. Прежде всего, речь идет о тех молочных заводах и комбинатах, которые производят сыры (особенно – твердые).

Так, по данным «Анализа рынка сыров в России», подготовленного BusinesStat в 2018 г., в 2013-2017 гг. производство в стране сыров и сырных продуктов увеличилось на 36,7 процента: с 345 тыс. тонн до 471 тыс. тонн. Учитывая, что основная фаза импортозамещения здесь пройдена, к тому же динамика регулируется, в том числе производителями из Белоруссии, эксперты в исследовании делают вывод о том, что в ближайшую пятилетку Россия нарастит собственное производство сыров до 523,5 тыс. тонн в год.

Со своей концепцией

Так совпало, что интересную тенденцию роста во времена эмбарго продемонстрировали молочные компании, которые реализовывали собственные концепции, не завязанные на импортозамещении, но хорошо в него вклинившиеся. В числе таких компаний можно назвать ООО «Нальчикский молочный комбинат» (НМК), активно развивающий географию своего присутствия на российском рынке за счет развития торговых домов.

– В 2015 г. мы открыли свой торговый дом в Москве, – вспоминает руководитель отдела продаж Азрет Альчагиров. – Причем нельзя сказать, что сделали это в связи с эмбарго: у нас была разработана собственная концепция развития продаж и ассортимента продукции.

На 2015 г. уже были открыты и активно развивались торговые дома в СКФО, Крыму, Ростове-на-Дону, Астрахани и других регионах ЮФО. В 2016 г. открылся ТД в Воронеже. А не так давно, например, торговый дом (и – одновременно с ним – интернет-магазин) – в Казани.

– Татарстан нас привлекал всегда, – продолжает Азрет Альчагиров. – Здесь проживает большое количество мусульман, поэтому в развитии торгового дома здесь мы планируем делать ставку на премиальный бренд «Чабан», имеющий сертификат «Халяль». Мы возили сюда свою продукцию с 2016 г., она появилась в сети супермаркетов домашней еды «Бахетле», но полноценный торговый дом решились открыть только сейчас.

Почему «Нальчикский молочный комбинат» по большей части делает акцент на развитии посредством торговых домов, а не централизованно через торговые сети – как это делает большинство производителей? Ответ лежит на поверхности и имеет как минимум три составляющие.

Первая: качество продукции, поставляемой потребителю.

– Торговые дома предоставляют возможность обеспечить качество покрытия и работы с конечным потребителем, быструю логистику и соблюдение всех условий хранения и сроков. Сетевые магазины не всегда могут обеспечить нужное количество товара и не всегда могут отслеживать сроки хранения, а для нас это – вопрос принципиальный. Ведь если наше молоко на полке будет просроченным или приближающимся к окончанию сроку хранения, то его не купят, и никто не будет думать, что в проблемах с продукцией виноват продавец, – говорит руководитель.

Вторая причина – сугубо экономическая. Ценовая политика федеральных сетей такова, что некоторые производители, сдавая им молочную продукцию, вынуждены работать себе в убыток.

– Нельзя сказать, что мы вообще не работаем с сетями – мы работаем с ними, когда получается взаимовыгодное сотрудничество. То есть, когда им интересен продукт, мы получаем прибыль, а на полке видим приемлемую цену для покупателя, – поясняет Азрет Альчагиров.

И третья причина кроется в географии производства НМК.

В Северо-Кавказском федеральном округе до сих пор уровень покрытия федеральными торговыми сетями относительно невелик, а на старте производства и вовсе отсутствовал. И это в том числе повлияло на стратегию распространения продукции, которая, как оказалось, хорошо применима и к другим регионам РФ.

Тем не менее, несмотря на основной курс по развитию торговых домов, НМК работает и с сетями, и с дистрибьюторами в тех регионах, где нет торговых домов, к примеру, в Санкт-Петербурге.

Равнение – на Восток

Сегодня «Нальчикский молочный комбинат» активно развивает экспортное направление своей работы. Например, в 2016 г. была достигнута договоренность о поставках продукции предприятия в Казахстан. И НМК уже вышел на определенный объем этих поставок – возможно, еще не тот, который хотелось бы, но уже стабильный. Плюс – рассматриваются поставки в ближайшие страны, такие как Азербайджан и Грузия.

Кроме того, не так давно делегация комбината приняла участие в крупнейшей выставке продуктов питания в столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубае, где бренд «Чабан» был удостоен высоких похвал.

– Сейчас мы находимся на стадии подготовки выхода на рынок Эмиратов, – говорит руководитель Управления маркетинга НМК Динара Урманчеева. – Имеются некоторые организационные вопросы, выясняем эффективность поставок продукции как через дистрибьюторов, так и через собственное представительство. Предложения имеются по каждому из вариантов. Также мы анализируем и подбираем ассортиментный ряд для рынка ОАЭ, хотели бы начать в первую очередь с востребованной продукции, а уже потом продвигать наши уникальные продукты и новые товары для того региона.

Руководитель отмечает: поездка и участие в выставке в Дубае позволили изучить ассортимент всех локальных ритейлеров и оценить восприятие продукции «Чабан» местными потребителями. Результатом руководство «Нальчикского молочного комбината» оказалось удовлетворено.

– Более того, мы не ограничиваемся Эмиратами и рассматриваем возможность поставок продукции «Чабан» и в другие ближневосточные государства, – говорит она.

Стоит отметить, что указанная концепция полностью совпадает с мнением Президента РФ Владимира Путина, неоднократно отмечавшего, что российские производители молочной продукции должны выходить с ней на экспорт – чтобы не только улучшить собственную экономику, но и внести свой вклад в позиционировании российских товаров за рубежом.

                                                                                                                                На правах рекламы

Источник: газета «Коммуна» | №53 (267100) | Пятница, 13 июля 2018 года



Возврат к списку