Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





«Вести ребят по жизни»

17.09.2018

«Вести ребят по жизни»

Учительские династии | Общий стаж россошанских педагогов Свинарёвых насчитывает без малого четыреста лет

учительская династаия Свпинаревых
Учительская династия Свинарёвых – в полном сборе. Фото Ольги Разумовой.

Родоначальником династии является Николай Свинарев. А берёт она своё начало в далёком 1933 году. Именно в тот далёкий от нас год Николай Семёнович пришёл в Новопостояловскую семилетнюю школу. Во время Великой Отечественной он был разведчиком, награждён орденом Красной Звезды, погиб в 1944-м под Смоленском. А его вдова Пелагея проработала в этой школе 33 года.

Ольга РАЗУМОВА


г.Россошь

Любовь к учительской профессии Николай Семёнович передал сёстрам – Клавдии Семёновне, которая более полувека работала в Краснодаре учителем начальных классов, и второй сестре Елене Семёновне, трудившейся в Новопостояловской школе Россошанского района.

Сын Николая и Пелагеи – Евгений Свинарев – начинал трудовую деятельность в 1959 году. По распределению он поехал в Дагестан учителем физики, после армии три года трудился завучем в Шекаловской школе, а затем – заведующим отделом образования Россошанского района. Интеллигентный, энергичный, полный идей он, как тогда говорили, «пробивал» в районе строительство школ, добивался улучшения их материально-технического обеспечения. Заботился о педагогических кадрах.

Под стать себе Евгений Свинарев выбрал и жену. Антонина Ивановна, чей педагогический стаж составляет 45 лет, вместе с мужем преподавала в Шекаловской школе, дважды побывала в командировках в Словакии, где учила ребят русскому языку и литературе.

Звонкий, заливистый школьный звонок в россошанской школе №1 зовёт на урок не только неугомонных мальчишек и девчонок. Вот уже на протяжении почти трёх десятков лет он служит сигналом к началу рабочего дня и для директора Анатолия Евгеньевича Свинарева. Каждое утро он переступает порог давно уже ставшей родной и любимой школы с радостью и некоторым волнением, свойственным, думается, всем педагогам. Какие сюрпризы приготовили сегодня озорные и непоседливые, но бесконечно любимые ученики? Сумеет ли он достучаться до каждого детского сердца и стать ребятам не только мудрым наставником, но и другом?

Однако продолжить дело родителей Анатолий решился не сразу.

Весна 1976 года. Анатолий, – он это помнит так чётко, словно всё происходило вчера, – окончивший восемь классов, стоял во дворе родительского дома и размышлял о том, какую же выбрать профессию. Манила романтика железной дороги, и он засобирался поступать в железнодорожный техникум в Лисках.

– Твой выбор заслуживает поддержки, только кто нашу династию будет продолжать? – поинтересовалась мама.

И Анатолий решил, что совету родителей всё же стоит последовать, и подал документы в Россошанское педагогическое училище. Незабываемые четыре года учёбы в педучилище! Сколько всего было нового, неизведанного, интересного! Анатолий возглавлял сектор в комитете комсомола, много читал, почти ежедневно репетировал в танцевальном ансамбле «Ивушка». Свободного времени практически не оставалось.

В олимпийском 1980 году получил диплом педучилища и в небольшой школе совхоза «Россошанский» стало на одного молодого специалиста больше. Работы оказалось много с первых дней, расслабляться было некогда, но Анатолий быстро влился в эту среду, нашёл общий язык и с детьми, и с их родителями, и с коллективом. Ребятишки у него пели, танцевали, спектакли по сказкам ставили.

А в 1987 году Анатолию пришло письмо из Главного Управления учебных заведений Министерства иностранных дел СССР с предложением отправиться в длительную загранкомандировку, как было указано, «в одну из стран с жарким климатом». За три дня тогда уже директор Анатолий Свинарев сдал свою школу и отправился работать во Вьетнам, в город Хошимин, – директором-учителем школы при Генконсульстве СССР.

– Из тех времен осталась в памяти высочайшая культура сотрудников дипмиссии, – отмечает Анатолий Евгеньевич. – Занятия же в школе начинались в семь утра, с 11 часов – перерыв, и возобновлялась учеба после 16 часов. Опыт, полученный во Вьетнаме, не раз помогал мне впоследствии в непростых жизненных ситуациях.

Проверочные работы ребят во вьетнамской школе показали их прочные знания, никто не получил ни одной двойки и тройки. Контракт с успешным директором продлили ещё на три года. За добросовестный труд Анатолий Свинарев награждён грамотой МИДа и нагрудным знаком Республики Вьетнам – за вклад в развитие отношений между советскими и вьетнамскими детьми и педагогами.

Вернулся он на Родину в 1990 году и продолжил работать в Россоши учителем истории в школе №6. А спустя два года его назначили её директором. Она не раз становилась лауреатом российских конкурсов «Школа года» и «Школа века», в 2001 году награждена почётной грамотой национального координатора проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО в России».

Анатолий Евгеньевич разработал квалиметрическую систему показателей учёбы классов, школы и учащихся, которая получила признание в Воронежском областном институте повышения квалификации кадров. На основании этих разработок в 2009 году на базе школы № 1 открыта областная опытно-экспериментальная площадка «Внутришкольная система управления качеством образования как фактор повышения эффективности образовательной деятельности», а с 2014 года – областная опытно-экспериментальная площадка по физической культуре и спорту «Реализация здоровьесберегающих технологий в развитии массового спорта в образовательном учреждении». Юные барабанщицы из школьного ансамбля «Россия, вперёд!» в 2017 году выступали в «Артеке», а ещё раньше – открывали торжества по случаю 625-летия Куликовской битвы.

Уроки, учебные планы и стопки школьных тетрадей хорошо знакомы и супруге Анатолия Свинарева – Наталье Павловне. Ежедневно слушая разговоры родителей о школе, не могла не проникнуться интересом к учительской профессии их дочь Анна, которая сама захотела стать педагогом, и уже 15 лет учит детей начальных классов. А вот самая младшая из Свинаревых – семилетняя Сашенька – пока «учит» только своих кукол, рассаживая их за импровизированной ученической партой и усердно объясняя им правила сложения – так же, как мама в настоящем классе.

– Вообще, это очень не просто – вести ребят по жизни, – говорит Анатолий Евгеньевич, – чтобы каждый состоялся, чтобы никто не оступился. И мы идём вместе с ними, как бы тяжело ни приходилось. Иного нам не дано. На то мы и учителя…

Источник: газета «Коммуна» | №72 (26819) | Вторник, 18 сентября 2018 года


Возврат к списку