Поиск по сайту:
19.04.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
18.04.2024
Регулирование рекламной деятельности.
17.04.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
16.04.2024
Государственный кадастровый учет
15.04.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
Анатолий Клюев и его произведение искусства.
Фото Николая КАРДАШОВА.
О своём же ремесле он говорит просто: «Я обыкновенный мастеровой человек». Встретив меня в своей мастерской, оборудованной на втором этаже времянки, с особой теплотой показывает небольшую акварель с любовно выписанной деревенской хатёнкой под соломенной крышей и с соломенной же калиткой. Это, поясняет, родительский домик в Верхнем Икорце, от которого и началась его дорога к творчеству.
Николай КАРДАШОВУже в раннем послевоенном детстве я, помнится, лет в пять начал рисовать «химическим» карандашом сельские домики, – рассказывает Анатолий Клюев. – Особенно старательно выписывал аккуратные заборчики. Хотя в послевоенной деревне сплошь и рядом были плетни, чаще всего из камыша, а так хотелось городского порядка, который почему-то олицетворяли для меня именно заборы. И на гармошке хотелось научиться играть: в песнях – русских, деревенских, раздольных – так много чистоты и искренности. Моя мама, Вера Евсеевна, в одиночку растила-поднимала троих сыновей – какой уж там достаток… Но как-то она умудрилась и купила мне, семилетнему, у односельчанина старенькую гармошку-»хромку».
После восьмилетки Анатолий окончил Бобровское училище механизаторов, стал работать в колхозе трактористом. Но карандаш с блокнотом всегда в кармане телогрейки держал. Чтобы получить паспорт, который колхозникам в ту хрущёвскую пору не выдавали (а без паспорта и в училища не принимали), приехал в Лиски и стал работать грузчиком на межрайбазе. В перекурах доставал карандаш и делал наброски. Потом, окончив курсы мотористов, стал механиком теплохода. Те плавания по Дону и были его первыми пленэрами.
Один из знакомых как-то подсказал ему адрес Московского народного университета изобразительных искусств имени Н.К.Крупской. И Анатолий поступил на заочное отделение.
– Тяга же работать с металлом, видимо, – говорит Анатолий, – досталась от моих дедов-кузнецов. Увидев чеканку у друзей, решил и сам попробовать овладеть этим искусством. Первым отчеканил портрет своего деда Евсея: самому видеть его живым не довелось, поэтому создавал его образ по словесному описанию бабушки Аграфены Фёдоровны.
Родные, знававшие деда Евсея, были поражены сходству изображения на чеканке с тем, каким он был в жизни. Нынешним летом Анатолий на белгородской выставке «Прохоровское поле», посвящённой 75-летию Курской битвы, представил портрет Александра Невского, тоже выполненный в виде чеканки. Оказалось, что из четырёхсот художников, представлявших свои работы, в такой технике не работает сейчас никто. И «Александра Невского» назвали в десятке лучших художественных произведений выставки. Закончил он недавно и другую работу, названную «Семья», на которой изобразил бабушку, маму, себя и своих братьев – Михаила и Владимира.
Зашёл как-то мой герой в один из лискинских храмов. И староста, знавший о его способностях, попросил заменить деревянные подсвечники – сделать их из металла. Чтобы выполнить эту работу, он вместе с товарищем соорудил станок наподобие токарного, способный фиксировать и гнуть металл. Не было листового алюминия – покупал алюминиевые чашки и превращал их в подсвечники. Потом один из знакомых стал снабжать заводскими алюминиевыми обрезками. «Мучился с ними долго: алюминий гнулся, но рвался, – делится Анатолий. – И однажды – не поверите! – во сне пришла подсказка технологии вытяжки и посадки металла в тёплом состоянии. Схватился я среди ночи и побежал в сарай опробовать подсказку. И ведь все получилось!»
Для своей технологии, не рвущей металл, придумал и инструмент: из специальной углеродистой стали вручную смастерил. И назвал его «пероломом», так как совмещает в себе сей необычный инструмент возможности пера и лома. Питерским телевизионщикам, прослышавшим о лискинском умельце, Анатолий показал алюминиевую вазу, закатанную в другую вазу, отделанную сусальным золотом и с символами Лисок – гербом города, ангелом на Привокзальной площади, мемориальной стелой. Питерцы, не веря, что таким громоздким инструментом можно творить изящные вещи из металла, попросили показать сам процесс. Анатолий не только показал, но и подарил гостям тончайшей работы вазу.
Сколько подсвечников и церковных люстр (самая большая – высотой шесть метров) сделал мастер по своей уникальной технологии для воронежских церквей и храмов, он и сам не может сказать. А сколько душевной щедрости было отдано на создание такой красоты! – Казаки из Таловой заказали икону Донской Божией Матери. В Новохопёрск делаю икону святителя Николая Угодника. Реставрирую деревянную икону, которой более двухсот лет. Эти мои проекты поддерживает, спасибо ему, депутат Воронежской областной Думы Александр Рыбенко. В общем, с красками и алюминием проблем больше нет.
У Анатолия Клюева сын и дочь – близнецы Ольга и Анатолий. Ольга окончила Бутурлиновское художественно-графическое училище. Она успешно участвует в выставках наравне с членами Союза художников России.
Анатолий-младший – энергетик. Но вплотную подступился к необычному ремеслу отца, познавая все его тонкости. Так что есть на кого надеяться.__ Сколько подсвечников и церковных люстр (самая большая – высотой шесть метров) сделал мастер по своей уникальной технологии для воронежских церквей и храмов, он и сам не может сказать. А сколько душевной щедрости было отдано на создание такой красоты!
Источник: газета «Коммуна» | №88 (26835) | Вторник, 13 ноября 2018 года