Управление природных ресурсов Воронежской области



Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам





Гуманизм среди пустых бутылок

24.06.2019

Гуманизм среди пустых бутылок

Дневник Международного Платоновского фестиваля

В спектакле Государственного драматического театра имени Шота Руставели (Грузия) Добро и Зло поменялись ролями

Виталий ЧЕРНИКОВ


В основе «Вано и Нико» – книга рассказов Эрлома Ахвледиани. Вряд ли многие в России читали текст, вдохновивший режиссёра Роберта Стуруа, который ставил прежде Шекспира и Брехта. Судя по спектаклю, это – сборник коротких новелл со старательно припрятанным или отсутствующим моралите. Их содержание ближе к Даниилу Хармсу, чем к условному Важе Пшавеле. Поначалу и не поймёшь, к чему герою удаляли зуб, зачем он ходил к нотариусу. Но эти двое, про которых представление, скоро подрастут, усложнятся и их истории.

В грузинском спектакле много придумок, некоторые из которых я словно бы уже видел где-то. Вот игрушечный поезд тронулся в путь, обозначая то ли начало жизни героев, то ли вообще движение жизни.

Один из персонажей, встретив торговку цветами, влюбляется, совсем как в фильме Чаплина. Важно присутствие на сцене артефактов прошлого: репродукций картин, старых стульев. На нескольких сидят безмолвные и безликие куклы. Этот элемент режиссёр охотно расшифровал воронежским журналистам перед спектаклем:

– Эти куклы у меня возникли давно, в других спектаклях. Они как-то переходят из одной постановки в другую. Первый раз появились в спектакле по Ибсену «Враг народа», в третьем акте, когда доктор Стокман обращается к народу с призывом остановить загрязнение курорта. И он говорил как бы впустую, никто его не слушал. Для меня они ничего не значат, я воспринимаю их как часть декорации. Это та масса, которая нас окружает. Советская идеология не разрешала говорить, что есть люди, которым наплевать на всё, их не интересует ничего, их знания достаточно низки. Это те, которых называют «молчаливое большинство»… Интересно, что у Стуруа, при всём скептическом отношении к человечеству («Когда шёл мой спектакль «Ричард III», – говорит он, – я знал, что в партере сидят 80 процентов потенциальных Ричардов»), отношение к пресловутому «большинству» двойственное.

С одной стороны, те невежественны и равнодушны, с другой – многие из них дистанцируются не только от прогресса и просвещения, но и от откровенных зверств (нередко свершаемых именно «подвижниками» ради «великой идеи»). «Если бы не они, жизнь прекратила бы существование», – считает Стуруа.< Осмысляя их роль в контексте спектакля, показанного на Платоновфесте, можно даже прийти к мысли: чем выбирать между Вано и Нико, не лучше ли просто сидеть на стуле? Обывателю так думать проще.

Те, чьи имена дали название спектаклю, тоже появляются сначала в виде небольших куколок. Иногда куколки становятся бабочками, порой – людьми. Вано будет добрым, Нико – злым. Помня, что их история придумана в XX веке, нетрудно догадаться, что и в добром дремлет зверь (собственно, про это – предфинальная история, в которой Вано и Нико решили поменяться «имиджами»).

«Добрый» отчего-то сразу вызывает противоречивые чувства. Казалось бы, ну, верит человек в светлые идеалы, несмотря на постоянное глумливое предательство со стороны «друга»... Но очень хочется назвать этого прекраснодушного юношу обидным словом «терпила». Он и правда такой наивный – или просто боится протестовать? И ведь это мы ещё частный конфликт наблюдаем (порой в нём замешано третье лицо – женщина). А если вообразить, что Вано и Нико правят государствамисоседями? Одна страна быстро погрузится во зло, но и вторая не сможет ему противостоять.

Есть в спектакле ещё персонаж – странный нервный человек, который, возникнув в прологе среди пустых винных бутылок, сокрушается, что не может уснуть, так как некому рассказать ему сказку: он, похоже, и придумывает все эти истории. Может быть, перед нами сам Эрлом Ахвледиани? Или альтер эго режиссёра? Вот человек, сотворивший эту «Вселенную» и страдающий, наблюдая, как его «дети» её губят. Как разрешить проблемы, которые человек сам себе создаёт многие тысячи лет? Для спектакля можно придумать хэппи-энд. А в жизни предстоит огромная работа.

Кто-то скажет, напрасная – ведь людскую природу не исправишь. Или всё-таки это не так?

Источник: газета «Коммуна» | № 47 (26895) | Вторник, 25 июня 2019 года


Возврат к списку