Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Образование. Путь к совершенству - бесконечен

20.04.2010

Слово «УЧИТЕЛЬ» должно быть написано большими буквами в сердце каждого

«В этом году сынишка пойдёт в первый класс. Ищу для него «человеческую школу». Услышав эту реплику, я подумала, как это, наверное, здорово, спустя годы, на вопрос «Где ты учился?» ответить коротко: «В человеческой школе». В этом определении есть всё – высокое качество знаний, мудрость педагогов, наконец, удивительная атмосфера доброжелательности и любви.

Скажете, так не бывает? К счастью, бывает. О том, как сделать школьную жизнь детей, учителей и, конечно же, родителей счастливой, «Коммуне» рассказал директор МОУ «Лицей «МОК №2» города Воронежа Владимир СВЕРДЛОВ.

Счастливые ученики со счастливым директором. Директор МОУ «Лицей «МОК №2» города Воронежа Владимир Яковлевич Свердлов и его ученики.
Счастливые ученики со счастливым директором.

- Готовлюсь отпраздновать нашу со школой «серебряную свадьбу»… - начинает беседу Владимир Яковлевич. И, увидев на наших лицах удивление, поясняет. - В этом году исполняется 25 лет, как я стал директором.

Конечно, в те времена - теперь почти былинные - лицей назывался просто средней школой №25. Как и любая новая, необжитая школа, открывшееся в 1979 году учебное заведение было «слабым»: из близлежащих школ сюда старались сбросить плохо успевающих, а также недисциплинированных ребятишек.

- В 1981 году, когда я только пришёл работать, по многим показателям мы занимали в Советском районе твёрдое последнее место. О жизни школы больше знали работники милиции, чем специалисты из Управления образования. Однако постепенно ситуация стала выравниваться.

Первым очевидным достижением стало открытие математического класса. Следом за ним - гуманитарного. Далее обратили внимание на детей, ориентированных на химию и биологию. Затем школа получила статус экспериментальной площадки. Потом стала школой-лицеем. Наконец – многоуровневым образовательным комплексом.

- Мы укрепились организационно, методически, - рассказывает Владимир Яковлевич. - Завязалось плодотворное сотрудничество, превратившееся в крепкую дружбу, с Воронежским государственным университетом, Воронежским педагогическим университетом, Воронежским институтом менеджмента, маркетинга и финансов.

Наша справка

МОУ лицей «МОК №2» - дважды победитель приоритетного национального проекта «Образование», шестикратный лауреат конкурса «Лучшие школы России».
В лицее преподают 15 победителей президентского конкурса «Лучшие учителя России», два заслуженных учителя Российской Федерации.
МОУ лицей «МОК №2» - одна из двух школ Воронежа, отдельной командой участвующая в областной олимпиаде. Среди учеников школы -32 победителя и призёра областного этапа Всероссийской олимпиады 2010 года.

Тем не менее, определяющей дальнейшую счастливую судьбу школы стала не смена статусов, а особая атмосфера, которую сумели создать в ней коллектив учителей, сами ребята и их родители.

- Поверьте, грамоты и награды сами по себе ничего не значат, - убеждённо говорит Владимир Свердлов. – Главное – то, в какой среде растут дети. Хочется воспитывать людей не ущербными и убогими, а счастливыми. Чтобы взрослели они с ощущением своей успешности, радовались победам. Пусть для кого-то успех – это первое место в олимпиаде, для кого-то – призовое, для кого-то – всего лишь возможность войти в пятёрку или десятку лучших. Тем не менее, шанс испытать себя дан каждому. Дерзай, открывай свои возможности! Более того, за победу в олимпиаде по предмету - получай денежную премию из средств, собранных родителями.

Радость от успехов, по мнению «серебряного юбиляра», - самое важное ощущение, которое обязана дать ребёнку школа. На вопрос, как это удаётся, ответ вроде бы обычный: надо только захотеть. Но следует важная поправка - захотеть не сегодня, а намного ранее. И постепенно, годами двигаться вперёд, к успеху.

- За тридцать лет у нас сложился и вырос замечательный коллектив, - продолжает директор счастливой школы. - Горжусь тем, что пять человек из учительского коллектива работают в нашей школе со дня её основания. Очень много тех, кто проработал по 15, 20, 25 лет. Мы дорожим выпускниками своей школы. С удовольствием берём на практику наших бывших учеников, которые учатся в пединституте. Хотя и ребятам из села искренне рады. Пусть увидят нормальную современную школу - с добрыми традициями, с молодой и здоровой энергетикой.

К слову, о традициях. Одна из них особенно любима учащимся. Так, занявшие первое место в самых различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах получают почётное право сфотографироваться в кресле директора. День школьного самоуправления – ещё одна любопытная и весёлая традиция. Раз в год учащиеся могут попробовать себя в качестве руководителя большого школьного коллектива или учителя.

- Уже два десятка лет прошло с тех пор, как мы перестали приглашать воронежских артистов вести новогодние утренники, - подчёркивает наш собеседник. - Все праздники делаем силами ребят и наших учителей. Не поверите - у нас для того, чтобы сыграть того же Деда Мороза, нужно пройти конкурс! Участие в школьных утренниках для ребят – настоящее удовольствие. Проявить себя, включить фантазию и заразить своими придумками тех, кто рядом, - разве это не радость?

- Наши гости из числа тех, чьи профессии не связаны со школой, с удивлением открывают для себя: «А учителя - тоже люди!..» - улыбается директор. - Я счастлив, когда им хорошо. Заставить быть счастливыми невозможно. И здесь, поверьте, не всё упирается исключительно в деньги. Сначала человек должен полюбить своё дело, зажечься, научиться получать от своей работы удовольствие. И только потом ему будет приятно получить за свой труд премию.

На вопрос, какими качествами должен обладать современный учитель для того, чтобы были счастливы те, кто рядом с ним – дети, их родители, коллеги, наконец, директор школы, Владимир Яковлевич отвечает просто:

- Учитель должен любить детей, свою работу. Идти на работу с желанием. Особенно молодых учителей я подталкиваю к мысли, что на работу надо идти как на праздник, как на свидание. Ведь если учитель пришёл на работу счастливый, то он обязательно поделится с детьми своей радостью, создаст атмосферу любви и уважения. И это сработает: поможет детям раскрепоститься, раскрыться навстречу знаниям, с удовольствием усвоить новое.

Ещё учитель должен быть честен. Признаться в том, что ты где-то ошибся, – правильно. Неправильно – лгать или даже недоговаривать. Дети это чувствуют - и не прощают. Важно не обманывать - ни детей, ни коллег, ни родителей. Стараться быть самим собой, сохраняя при этом своё человеческое достоинство.

О чём мечтает директор школы?

- Моя директорская мечта - чтобы наше государство, наша пресса, наше общество говорили об учителе с уважением и воспитывали у людей уважение к учительской профессии. Как выпускник филологического факультета, считаю, что всё слово «УЧИТЕЛЬ» должно быть написано заглавными буквами. Не только на бумаге, а и в сердце каждого из нас.

Автор: Наталья Столповская.

Источник: «Коммуна», № 57 (25488), 20.04.10г.


Возврат к списку