Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Краеведение. Древности Воронежа

21.04.2010

Городу Воронежу исполняется 425 лет. Много это или мало? По сравнению с человеческой жизнью – много. Если же судить по историческим меркам – срок весьма небольшой

(ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало - в №№13-15)

Заканчивая наш рассказ о «Частых курганах» хотелось бы рассказать воронежцам, и, в частности, молодому поколению, о последнем этапе в их многовековой жизни.

Город строился и расширялся в основном на северо-запад. На картах архитекторов и в планах строителей высились целые кварталы будущего микрорайона. Его назвали Северным микрорайоном города Воронежа. Буквально на наших глазах в течение 30 лет, начиная от памятника Славы и далее на северо-запад, развернулось грандиозное строительство жилых домов, магазинов, школ и т.д. Появились новые широкие проспекты и светлые улицы: Хользунова, Лизюкова, Жукова, бульвар Победы и другие…. Строительство велось такими стремительными темпами, что воронежские археологи, возглавляемые доцентом ВГУ Ю.П.Матвеевым, с трудом поспевали исследовать оставшиеся в живых «Частые курганы». И вновь перед ними Скифия, и вновь «звериный стиль»…

Стройка наконец-то уткнулась в Дон-батюшку. В последние годы строительство многоэтажек началось и по другую сторону от памятника Славы, двигаясь на северо-восток… И вновь на их пути – памятники древности…

И последний скифский курган исчез с лица земли. На месте «Частых курганов» стоят ныне жилые дома, магазины, супермаркеты, школы и детские садики… Ныне за серым разнообразием девятиэтажек трудно различить былое величие скифских «Частых курганов». О них, чисто «воронежских древностях» античных времен, об археологах, самоотверженно донесших до нас далекую и вместе с тем незабываемую и по-своему прекрасную жизнь наших далёких предков, попросту забыли.

Ни таблички, ни улицы, ни переулка в честь «Частых курганов», либо российских археологов вы не увидите. А ведь тот же супермаркет «Молодежный», ныне – «Аксиома», да и рядом стоящие магазины и жилые дома, построены на вершине одного из скифских курганов. И как было бы здорово установить в Северном микрорайоне - либо на здании, либо рядом - что-нибудь наподобие величественной стелы или памятника. На худой конец - таблички с изображением той же вазы, повествующей о древних скифских «Частых курганах».

Громадный скифский курган под Новой Усманью перед предстоящими раскопками..
Громадный скифский курган под Новой Усманью перед предстоящими раскопками..

Я думаю, средства найдутся, ведь для того же Котенка, сидящего на дереве близ кинотеатра «Мир», они нашлись. Думаю, что на подобный памятник древности с восторгом, удивлением и почтением смотрели бы не только воронежцы и жители Северного микрорайона, но и многочисленные гости нашего города. Это вам не кот на дереве. Ведь «Скифии Воронежской» нет ни в одном городе России! Скоро на пустыре неподалёку от «Линии» и Академии искусств воздвигнут памятник первым воронежским парашютистам. А ведь это рядом с «Частыми курганами».

Читатель спросит, что же за люди жили на месте современного Воронежа и хоронили умерших на землях Северного микрорайона города Воронежа две с половиной тысячи лет назад?

«Будины», - прошептало, прошелестело ветерком с высокого берега Дона. «Бу-ди-ны», - зашумели высокие сосны. Что же за племя, что за народ такой – «будины»?

О древнем племени будинов известно немного. Обратимся к «отцу истории» Геродоту, жившему в IV веке до нашей эры. «Будины, - пишет он, - племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие, в их области построен деревянный город; название этого города – Гелон. Вся их страна густо поросла разнообразными лесами. А в самом густом лесу есть большое и широкое озеро, и вокруг него болото и тростник. В этом озере ловят выдр, бобров и других животных с квадратной мордой; их шкурами оторачивают по краям меховые одежды, а тестикулы этих животных служат у будинов для лечения болезней матки».

Геродот, помещая будинов между Доном и Днепром, вложил глубокий смысл в название племени. «Будины» - производное от слова «будни», «будничное», «обыденное». «Будинок» - дом больших размеров. Будить по утру, пробуждаться на заре, побудка-незабудка, дуб-буд, будочник – сторож, будильник, звенящий по утрам. До наших дней докатились и фамилии, берущие начало от будинов: Будяк, Будник, Буденный, Будашкин… Вот такие вот строители, плотники, врачи, землепашцы, рыболовы и охотники, кузнецы, ювелиры и прочие жили на земле воронежской.

Одни ученые считают племя будинов частью громадного скифского народа, другие - кочевниками, жившими в кибитках, шалашах.

В.Н.Татищев так трактует название скифов: «Название это у египтян, финикийцев, греков и пр. весьма старо и в глубочайшей древности у всех писателей знаемо было, но значение названия его никем точно не показано. Думаю, из-за того, что оное якобы всем оным известное, ибо, думаю, оно из халдейского или еврейского от «скинии», т.е. от шалаша, в которых они переходно обитали, или от греческого «скинос» - кожа, каковы они одежды имели».

Следует отметить, что трактовок названия «скифов» существует немало, о них можно прочитать в моей книге «Турова скифия».

Выдающийся антрополог, академик В.П.Алексеев, неоднократно бывавший в Воронеже, Борщово, Костенках так рисует нам скифов: «Это были классические европеоиды, отличавшиеся… удлиненной формой головы, относительно низким и широким лицом, довольно массивным скелетом и сравнительно высоким ростом».

Академик В.В.Седов, также бывший в нашем городе, дополняя своего коллегу, пишет: «Из описаний Геродота можно догадываться, что у всех скифских племен был один язык (иранский, как определено лингвистами)».

Рус-«кроманьонец». Реконструкция. Антропологический тип руса практически не изменился за 40 тысячелетий и наиболее полно сохранился у восточных славян.
Рус-«кроманьонец». Реконструкция. Антропологический тип руса
практически не изменился за 40 тысячелетий и наиболее
полно сохранился у восточных славян. .

Существуют и другие версии о скифском языке.

Вкладывая более широкое и емкое понятие в жизнедеятельность этих людей, ученые назовут их «руссами». «Русы» - гораздо древнее скифов и будинов. Откуда они, «русы», и где они появились?

Ю.Д.Петухов в своей книге «Русы Древнего Востока» считает, что 40 тысяч дет назад на благодатных и плодородных землях Палестины и Сирии, Вавилона и Турции появились высокие ростом (до 180 см), с прямой и гордой осанкой, легкой и быстрой походкой, умеренно круглой (яйцевидной) головой, смелые и сообразительные люди. Но главным их отличием, бросающимся в глаза, являлись светлые, рыжие, русые волосы и такая же кожа, голубые глаза. Видимо, не обошлось это поистине выдающееся явление на планете Земля без влияния из космоса, а вернее, в результате ярко выраженных космических излучений. Поэтому русы – русые, помимо всего прочего называли себя «яриями-ярыми», «ариями», то есть «детьми Солнца» - Ярила – Ра – жизнестойкими, свободолюбивыми людьми.

В отличие от других – тупоголовых и менее развитых племен, наподобие неандертальцев, объясняющихся между собой языком мимики и жестов, - русы первые на Земле изобрели древний язык, а позже и письменность. Лишь недавно немецкие учёные доказали, что русы-homo sapiens имели более развитые голосовые связки, и, в частности, их гортань располагалась ниже, чем у приматов и неандертальцев, что позволяло им свободно произносить гласные, а не хрипеть. Таким образом первым языком на нашей планете является русский язык – язык руссов – ариев, позже он получил название арамейского языка. Как известно, первая Библия была написана на арамейском языке. Иисус Христос разговаривал на арамейском языке.

Русы-арии, ввиду своего ярко выраженного преимущества над остальными племенами, создали не только более усовершенствованные орудия труда – на смену каменным топорам, скребкам, копьям, ножам приходят более удобные и прочные медные, а затем железные топоры, копья, ножи, стрелы и т.д. Именно они создали царства и империи, воздвигли помпезные дворцы и высоченные пирамиды, «чудеса света» и письменность на табличках, папирусе, пергаменте. Кроме всего прочего, русы-арии, поклоняющиеся своему богу – Солнцу, имели в своих рядах людей выдающегося ума и нечеловеческого предвидения – жрецов, мудрецов, магов, волхвов и т.д., которые умели находить выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций, умело правя своим народом и предсказывая ему будущее. За их поистине неземными идеями и планами безуспешно гонялись гитлеровцы. Но, как известно, мудрость и знания даются в светлые головы и для благих целей.

Благоприятные условия жизни и умеренный климат привели к тому, что русам, ариям стало тесно, и они по совету мудрейших и старейших начали расселяться, отделяться родами, двигаясь на север, запад и восток.

Об этом же пишет, вернее, чертит на древних дощечках «Велесова книга», в которой Воронеж упомянут аж 11 раз! «И потянулись мы к полуденному зеленотравью и имели много скота…» От «русов» в дальнейшем и произошли русские люди – основной ствол раскидистого индоевропейского дерева. Ученые совсем недавно произвели реконструкцию нашего далекого предка. Согласитесь, он чем-то напоминает нам современного русского мужика – жителя средней полосы России.

Не следует забывать, что именно русы создали первый плуг, ярмо, мотыгу, то есть произвели настоящий переворот в земледелии, переход от собирательства к возделыванию земли, получению урожая и развитию скотоводства. Вот в какие глубины истории привели нас воронежские «Частые курганы» - родина древних русов-ариев, скифов-будинов. Таким образом, мы и без летописей докопались до более древних времен в истории Воронежа.

Наш рассказ о древнем Воронеже будет неполным, если мы не поведаем читателю о его северо-восточной окраине, так называемых «Восточных воротах», древнем Вантите, Хазарском городище. Это времена средневековья IX-X века, о них наши летописи умалчивают. И вновь нам на помощь приходят археология и арабские источник.

Вантит

Если взглянуть на Древний Воронеж с высоты птичьего полёта, то глазу откроется поистине удивительная и восхитительная картина. Город, покрытый дремучими лесами, мирно покоился на высоких холмах – «горах», между двух рек. С севера шумел синий и полноводный Дон-батюшка, он же Танаис, с юго-востока подпоясывала, опоясывала высокие, крутые берега чистая река Воронеж. На западе она, петляя красивой излучиной и вылизывая яркую, малинового цвета глину наконец-то заканчивала свой долгий и великий, почти пятисотвёрстный путь, «поя» своими струями Дон-батюшку. Место сие, поистине сказочное, в старину люди-первопроходцы прозвали «Червлёным яром».

Левый берег реки, плоский, словно сковородка, на многие версты уходил к югу и назывался Ногайским, Крымским шляхом. По нему, обычно в летнюю пору, двигались караваном на верблюдах восточные купцы, скрипело, кишело, словно саранча, поднимая тучи пыли, татарское либо крымское войско (Батый вел в 1237 году трехсоттысячное войско, Мамай в 1380 году – шестисоттысячное войско!). Позже, во времена Ивана Грозного, степные нагайцы гнали, свистя и улюлюкая, с помощью собак, тысячные табуны лошадей на продажу в Москву.

«Ногайцы», по Фасмеру, – «тюркская народность в бывшей Ставропольской губернии по Тереку и Северному Крыму. В основе слова лежит монгольское «nogai» - «собака». В Древней Руси существовала «ногата» - 1/20 часть гривны.

Река Воронеж, летом чистая и прозрачная, но, тем не менее, достаточно широкая и глубокая, во время весеннего половодья либо сильных летних дождей выходила из берегов и разливалась на многие версты. Грязные, мутные потоки воды несли с собою камыш-тростник, а иногда и целые клоки земли с кустарником, деревьями и пнями. В клочьях серых и рваных облаков тревожно каркало воронье, собирающее падаль и другую добычу. В овражках и ямах пойменных лугов после разлива реки оставалось немало дохлой рыбы. Случалось, что тонули звери и покрупнее, наподобие вепря-кабана либо косули.

Ещё более грозная картина наблюдалась во время половодья и разлива донского. Если ныне река Дон смотрится с семилукских либо животиновских круч довольно широкой, но всё-таки значительно обмелевшей серебристой лентой, то нетрудно себе представить, какою она была мощной и полноводной во времена Средневековья.

Одно можно сказать: практически во все времена года, за исключением сухого и жаркого лета либо бесснежной зимы (Батый подошел к Воронежу в декабре 1237 года), путь к Воронежу был закрыт как с севера – дремучими лесами и рекой Дон, так и с юга - из-за непролазных черноземов и весенних разливов реки Воронеж. «Пути неведоми» - так отзывались об этой юго-восточной окраине Руси.

Но не таков арабский либо еврейский купец. Именно он, непоседа и великий странник -труженик, превозмогая палящий зной и неимоверные тяготы и лишения в Великой Степи, тащился медленно, но верно к окраинным русским городам с целью получения барыша.

Следует отметить, что в восточном караване кроме самих купцов были и конная охрана, проводники, проповедники, врачи, повара, географы-историки! Именно последние и донесли до нас древние воспоминания о русах, славянах и других племенах, населяющих нашу землю. В арабских источниках VIII-X столетий наш город именуется Vantit-Vanbit – «Первый город («земля») на востоке славян, некоторые жители которого похожи на русов». Вантит располагался на высокой горе, и сияющие на солнце деревянные дома и дым костров видны были издалека.

Сразу же оговорюсь, что одни ученые-археологи (Б.А.Рыбаков, А.Д.Пряхин), считают Вантитом северо-восточную окраину современного Воронежа, другие (А.Н.Москаленко, А.З.Винников, А.Т.Синюк) утверждают, что Вантит располагался южнее на Дону – в городище Титчиха.

По большому счету, для восточных купцов день-другой пути не играл существенной роли. Арабы, вне сомнения, были и в Титчихе, и в Хазарском городище на реке Воронеж. Но прежде, чем рассказать о Вантите, позвольте вкратце остановиться на самом Арабском халифате.

Арабский халифат в VIII-X веках. был самым мощным единым государством как по территории (от Испании на западе до Индии на востоке, от Дербента на севере до Египта и Аравии на юге), так и по уровню развития географии. (Персидский поэт Низами Гянджеви считал Землю круглой, ему было известно о кольце вокруг Сатурна и т.д.). В Багдаде проживало в то время около полумиллиона жителей, строились высотные дома (до 14 этажей!),. А при династии Аббасидов в год стекалось более 400 миллионов дирхемов общим весом более 1000 тонн серебра!

(Продолжение в следующем номере)

Автор: Юрий Петренко.

Источник: «Воронежская неделя», №16 (1949), 21.04.10г.


Возврат к списку