Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Каждый погожий день приближает фермы и крестьянские хозяйства, имеющие стада коров, к благодатному периоду «большого молока». Но производители далеки от радости. Надои ближе к лету у буренок увеличатся, но и цены на молоко поползут вниз. И снова хозяева стад окажутся «при своем интересе» –без прибыли, достойной затратам. Такая ситуация длится в Воронежской области уже не первое десятилетие. Пора уже пари заключать, насколько у фермеров и крестьян терпения хватит кричать о проблеме во всеуслышание и не быть услышанными.
В Воронежской области менее года назад была создана Ассоциация производителей молока. В нее объединились 50 хозяйств, в которых посчитали, что вместе легче отстаивать свои интересы – учиться рыночной экономике, передовым технологиям содержания животных, заготовки кормов. И главное – добиваться справедливости в оценке их труда. Создавать «правила игры», руководствуясь не сиюминутными интересами получения сверхприбыли, а здравым смыслом и экономической целесообразностью.
Ассоциация необходима как посредник между производителями и переработчиками молока, для работы с аграрным комитетом областной Думы, Правительством области и другими заинтересованными службами. Суть в том, что между партнерами по молочной цепочке нет согласия. Ну, совсем как в известной басне Крылова. Как лебедь, рак и щука, они забывают о самом важном – о том, что связаны единой нитью. И если прервется эта связь, тогда никому не поздоровится.
– Мы - как пальцы одной руки, – говорит заместитель председателя правления ассоциации Игорь Джавадов. – И действовать должны, исходя из важнейшей задачи – наращивания производства молока и молочных продуктов, как следует из государственной доктрины продовольственной безопасности, принятой в начале этого года.
Игорь Александрович поясняет мысль нехитрыми арифметическими выкладками. Сколько стоит один литр молока в магазинах? От 22 до 36 и даже 40 рублей, в зависимости от сорта и дизайна упаковки. В привычном полиэтиленовом пакете, в среднем, цена умеренная, приемлемая для массового покупателя. Сколько при этом получает каждая из трех упомянутых сторон? Львиная доля, то есть 48 процентов от продажи, поступает к переработчикам молока – комбинатам и заводам. 25 процентов получает торговля. И лишь 27 процентов – те, кто непосредственно выращивает молочное стадо, кормит-поит коров, доит, наконец.
Где же тут справедливость, если лишь Аннинский молокоперабатывающий завод, по данным на 14 апреля, за литр первосортной продукции платит 13 рублей 78 копеек. У ООО «Тандем» из Острогожска получается 10 рублей за литр, у ОАО «Фирма молоко» из Россоши – 9 рублей 80 коп. – 10 рублей 10 коп., у Верхнемамонского молокозавода – 10 рублей 30 коп. Частникам, сдающим излишки от надоев, держать коров вообще невыгодно – нижнедевицкое молоко местный маслозавод покупает у домохозяек по 9 рублей за высший сорт и 8 рублей – за первый. Есть примеры из других районов, когда платят и всего по 4 рубля за литр.
А ведь деньги за молоко нужны хозяйствам не только на зарплаты. Отрасль молочного животноводства – одна из самых сложных и затратных. Заготавливать корма на зиму, платить налоги и кредиты, покупать новую технику и оборудование, пополнять стадо новыми породами высокоудойных коров, содержать фермы в порядке, заботиться о здоровье скота, оплачивать коммунальные услуги, затраты на электроэнергию, поднявшиеся в цене с 2007 года в 2, 5 раза, и так далее. А когда средств в обрез и нечем погасить кредит, хозяйство приходит в упадок: никто себе в убыток работать не будет.
Не случайно губернатор Алексей Гордеев во время посещения животноводческого комплекса ООО «ЭкоНиваАгро» Лискинского района подчеркнул, что важнейшим потенциалом для развития области является ускоренное развитие животноводства. В отличие от растениеводства оно дает круглогодичную занятость населения и постоянное получение денег за продукцию.
«Но самое главное для меня как губернатора, – сказал он, – обеспечить по-настоящему комплексное устойчивое развитие сельских территорий, для чего и необходимо развивать животноводство и, в первую очередь, –молочное скотоводство».
Надо ли говорить, что такая оценка их труда буквально окрылила молокопроизводителей. Ассоциация попыталась заключить с переработчиками соглашение о сотрудничестве на взаимовыгодной основе. Но смежная сторона призыв не услышала. Меж тем в других областях подобное соглашение подписано, и ценовой паритет достигнут. А в странах Запада взаимоотношения между партнерами вообще настолько отрегулированы, что о каком-то ином порядке даже и не слышали.
В Англии, к примеру, предприятия по переработке молока могут рассчитывать на 35-процентные отчисления от поставок продукции. Торговля – на 15. Производители молока, таким образом, получают 50 процентов. Француз-переработчик выпускает 400 наименований молочной продукции и имеет доход в 47 процентов от продажи. Его коллеги у нас за 30 видов получают, повторюсь, 48 процентов. Регулировать цены в относительно небольшой стране, разумеется, легче, чем в необъятной России. Условия в регионах, в том числе климатические, слишком разные. Зато у нас есть федеральные округа – внутри них добиваться паритета цен, устраивающих все смежные стороны, не только можно, но и нужно.
Исходя из доктрины продовольственной безопасности, пора подумать и о расширении ассортимента молочных продуктов и их качестве. Ассоциация молокопроизводителей также добивается от смежников более корректного отношения к продукции. На пакетах с молоком, вопреки требованиям Роспотребнадзора, редко встречается надпись, что это - напиток. Даже зимой, когда и первокласснику ясно, что в его кружке не цельное молоко, а восстановленное.
Кстати, как рассказывает Игорь Джавадов, в его хозяйстве в Верхней Хаве и у его коллег по району качество молока специалисты областной ветеринарной станции проверяют каждую декаду. Молоко получает высшую и хорошую оценку. «Мы привыкли работать добросовестно и считаем, что можем рассчитывать на ответное доверие ветеринарной службы – нет необходимости так часто и дотошно контролировать. Достаточно проверки один раз в квартал, как принято у соседей-липчан или в Московской, Ленинградской областях».
Так все-таки, что может ожидать область, если и в дальнейшем экономический расклад сохранится прежним –не в пользу молокопроизводителей?
Вариантов, по меньшей мере, несколько. Первый и лучший – прийти сторонам к взаимовыгодному соглашению и установить равные по всей области приемлемые цены на сырое молоко. Второй вариант хуже: слабые хозяйства откажутся от невыгодной молочной специализации. Третий, возможно, спасительный: объединять, как предлагает ассоциация, возможности нескольких некрупных хозяйств. То есть везти на перерабатывающие комбинаты не тонну-две сырого молока каждому от себя лично и получать за них гроши, а кооперировать его в крупнотоннажный объем, охлаждать самим и продавать по более высокой стоимости. Кому – вопрос тоже интересный.
– Если нас не услышат партнеры, то мы вправе принять предложения от переработчиков Ленинградской, Московской, Рязанской областей, которые от них регулярно поступают. Они не поедут забирать две-три тонны, а объем в 30000 литров их вполне устроит, – размышляет Джавадов.
Не получится ли тогда жизнь у местных переработчиков по известной пословице: скупой платит дважды?
На прощание Игорь Александрович просил довести до сведения коллег-молокопроизводителей сообщение, что ассоциация регулярно проводит и будет проводить обучающие семинары по актуальным проблемам с привлечением ученых Воронежского аграрного университета и не реже, чем раз в один-два месяца, информировать о текущих делах в средствах массовой информации.
Автор: Евгения Лежанина.
Источник: «Коммуна», № 58 (25489), 22.04.10г.