Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Наш город традиционно находился на периферии художественной жизни страны, и все-таки воронежские страницы так или иначе оказались в судьбах известных художников. Героями этой статьи стали только два из них - Иван Клюн и Павел Филонов. Каждый из них небольшой срок, с разницей в десять лет, трудился в имении Ольденбургских на реке Воронеж.
Судьба художника Ивана Васильевича Клюна сложилась не очень удачно. Он был другом и последователем Казимира Малевича, и это обстоятельство заслонило для исследователей творческую индивидуальность Клюна. Вне истории супрематизма в биографии Клюна много белых пятен, особенно в молодые годы, когда он недолго работал на сахарном заводе в Рамони. Только недавно его имя приобрело самостоятельное звучание: несколько лет назад прошла персональная выставка Клюна из цикла «Архив русского авангарда», издан сборник теоретических трудов, воспоминаний и записок художника.
Иван Васильевич Клюнков (Клюн – псевдоним, так звали его прадеда) родился в 1873 году, по некоторым данным - в 1870-м, в деревне Большие Горки Владимирской губернии, в семье плотника. В 1881 году семья переехала на Украину, где будущий художник впервые проявил интерес и способности к рисованию. Однако художественного образования он получить не смог: большого достатка в семье не водилось, да и будучи старообрядческой, не решилась единственному наследнику дать ненадежную профессию живописца. С юности Иван Клюнков стал осваивать ремесло бухгалтера, а для себя перерисовывал из журналов репродукции известных картин (например, «На качелях» Г.Семирадского).
Пребывание в воронежских краях относится примерно к 1892-1993 годам. Бывший сослуживец пригласил молодого человека на должность своего помощника в имение принца Ольденбургского в Воронежской губернии. В Рамони И.Клюн стал служить помощником бухгалтера на сахарном заводе, а в свободное от службы время продолжил занятия рисованием для собственного удовольствия.
С Воронежем связан и романтический эпизод, который позже И.Клюн описывал в мемуарах, опубликованных в 1999 году.
В Рамони он познакомился с «молодой девицей, брюнеткой, очень красивой и с темпераментом», навещавшей иногда своего дядю – кассира завода. Отец ее был богатым подрядчиком в Воронеже, который имел собственный дом с фруктовым садом на Садовой улице (ныне улица Карла Маркса). Родители барышни пригласили молодого бухгалтера бывать у них дома и даже не прочь были выдать за него единственную дочь. Однако будущий художник взял расчет и уехал в польский город Ломжа, где у него жил дядя. Этот поступок Иван Клюн в своих воспоминаниях объяснял «бессознательным стремлением к более высокому положению, к более значительным интересам».
Когда смотришь на его ранний автопортрет, становится понятным, почему со стороны подрядчика по отношению к Клюну возникли такие серьезные планы. На этом автопортрете, написанном тщательно и свежо, он выглядит похожим на мастерового или… бухгалтера. Весь облик молодого мужчины, румяного и степенного, говорит об основательности, совсем не свойственной творческим людям с их непредсказуемой судьбой.
Иван Васильевич до пенсии не бросил «хорошую и надёжную» службу, он как бы раздвоился: одновременно был бухгалтером Клюнковым и авангардным художником Клюном.
В Ломже он предпринял неудачную попытку поступить вольноопределяющимся на армейскую службу. После этого жил недолго в Варшаве, позже перебрался в Москву, где стал посещать студии В.Фишера, И.Машкова, Ф.Рерберга.
Воронежская природа произвела большое впечатление на молодого человека. Годы спустя, уже будучи известным художником, он вспоминал дворец и парк на высоком берегу реки Воронеж, старинные часы-куранты на башне, бой которых «вызывал лирические настроения, а мысли переносились в прошедшие времена».
Воронежская страница была и в творческой биографии Павла Филонова. Выдающийся художник, один из столпов авангарда, в юности несколько месяцев работал под Воронежем, в том же имении Ольденбургских.
В июле 1901 года состоялась свадьба Петра Александровича Ольденбургского и великой княжны Ольги Александровны, дочери Александра III и сестры Николая II. Для них в Рамони выстроили небольшой дом - «Уютный». Декоративная роспись интерьеров и прочие «малярные» работы были поручены петербургским мастерам, среди которых оказался и восемнадцатилетний Павел Филонов.
Молодой художник к этому времени окончил в Петербурге Художественно-ремесленные мастерские (ХРМ) при Школе для вольноприходящих Императорского общества поощрения художеств и получил диплом маляра-уборщика. Евгения Максимилиановна Ольденбургская, мать Петра Александровича, являлась вице-председателем Общества поощрения художеств.
В ХРМ учащиеся проходили разнообразную практику, начиная со смоления люков помойных ям, окраски уборных, кухонь и крыш, росписи изразцовых печей до росписи квартиры министра Сипягина, промывки голубя в куполе Исаакиевского собора, раскраски еврейской синагоги, реставрации «помпейских потолков» в Эрмитаже.
Позже сам Филонов отмечал в автобиографии: «Работа велась всеми материалами и способами, стоя, сидя, лежа, при постоянном риске сорваться с лесов».
Одновременно с Художественно-ремесленными мастерскими Павел посещал вечерние Рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, дойдя до натурного класса. Кроме этого, ежедневно Филонов копировал - сначала акварелью, потом маслом. Тогда же начали появляться первые работы «из своей головы». И еще Филонов посещал лепную мастерскую, которую вел француз-лепщик Ле-Гранж, и усвоил технику лепки из глины и резьбы по гипсу.
В воронежском имении Ольденбургских он работал вместе с другими выпускниками ХРМ - П.Петровым и А.Смирновым под руководством смотрителя училищ, художника Н.Н.Рубцова.
Приехавшие в имение в августе молодожены не пожелали жить в Рамони и приобрели неподалеку хутор помещицы Чарыковой со старым господским домом. Новая усадьба получила название «Ольгино» - по имени молодой хозяйки. Из Петербурга срочно был вызван архитектор Генрих Войневич для перестройки дома Чарыковой, который должен был стать дворцом великой княгини Ольги Александровны. Отделка была завершена в 1902 году.
В течение нескольких месяцев работали петербургские художники в имении Ольденбургских. В автобиографии Филонов оставил характерную фразу: «Работа велась с июня по октябрь и окончилась, когда при работе на фасаде на кистях стала мерзнуть краска».
В Рамони петербуржцев поразили красивейшие пейзажи, замок Ольденбургских с балконами и башнями, словно «волшебным жезлом перенесенный в черноземную полосу Воронежской губернии». В наших краях начинающий художник написал «для себя» несколько пейзажей с натуры акварелью и карандашом. По возвращении была создана картина – восход солнца на реке, протекающей подле Рамони.
К сожалению, ранние работы художника практически не сохранились. Сейчас трудно судить о том, насколько глубоким оказалось влияние воронежских впечатлений на последующее творчество Филонова, однако известно, что мистические мотивы присутствовали в произведениях молодого художника. Возможно, таинственные легенды Рамони объясняют появление мистических мотивов в первых самостоятельных произведениях Филонова, выполненных уже в 1910 году.
Сегодня трудно утверждать с уверенностью, но вполне возможно, что молодой художник Филонов участвовал в выполнении и других заказов, поступавших из Рамони. Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, обладавшая недюжинными организаторскими и деловыми качествами, в 1900 году открыла «паровую кондитерскую фабрику». Продукция фабрики пользовалась популярностью даже за границей. А вот эскизы оберток для конфет заказывали Художественно-промышленным мастерским при Императорском обществе поощрения художеств. Филонов мог принимать участие в подобной работе.
Кроме этого, он ретушировал художественные открытки, выпускавшиеся Обществом сестер милосердия Красного Креста имени святой Евгении, организованное принцессой Ольденбургской. Эти открытки и конфетные обертки, выполненные в стиле модерн, ничем не отличались от подобной массовой продукции.
Автор: Наталья Бакина, кандидат исторических наук, заведующая отделом Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского.
Источник: «Коммуна», № 61 (25492), 27.04.10г.