Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Поиски и находки. Авангардисты в Рамони

27.04.2010

Всего лишь по несколько месяцев провели в трудах праведных в имении принцессы Ольденбургской будущие признанные художники-авангардисты, но и этого хватило, чтобы рамонские мотивы прозвучали в их творчестве

Наш город традиционно находился на периферии художественной жизни страны, и все-таки воронежские страницы так или иначе оказались в судьбах известных художников. Героями этой статьи стали только два из них - Иван Клюн и Павел Филонов. Каждый из них небольшой срок, с разницей в десять лет, трудился в имении Ольденбургских на реке Воронеж.

Судьба художника Ивана Васильевича Клюна сложилась не очень удачно. Он был другом и последователем Казимира Малевича, и это обстоятельство заслонило для исследователей творческую индивидуальность Клюна. Вне истории супрематизма в биографии Клюна много белых пятен, особенно в молодые годы, когда он недолго работал на сахарном заводе в Рамони. Только недавно его имя приобрело самостоятельное звучание: несколько лет назад прошла персональная выставка Клюна из цикла «Архив русского авангарда», издан сборник теоретических трудов, воспоминаний и записок художника.

Иван Васильевич Клюнков (Клюн – псевдоним, так звали его прадеда) родился в 1873 году, по некоторым данным - в 1870-м, в деревне Большие Горки Владимирской губернии, в семье плотника. В 1881 году семья переехала на Украину, где будущий художник впервые проявил интерес и способности к рисованию. Однако художественного образования он получить не смог: большого достатка в семье не водилось, да и будучи старообрядческой, не решилась единственному наследнику дать ненадежную профессию живописца. С юности Иван Клюнков стал осваивать ремесло бухгалтера, а для себя перерисовывал из журналов репродукции известных картин (например, «На качелях» Г.Семирадского).

Художник-авангардист Иван Васильевич Клюнков (Клюн – псевдоним, так звали его прадеда). Родился в 1873, по некоторым данным - в 1870 году. «Коммуна», № 61 (25492), 27.04.10г.
Художник-авангардист Иван Васильевич Клюнков.

Пребывание в воронежских краях относится примерно к 1892-1993 годам. Бывший сослуживец пригласил молодого человека на должность своего помощника в имение принца Ольденбургского в Воронежской губернии. В Рамони И.Клюн стал служить помощником бухгалтера на сахарном заводе, а в свободное от службы время продолжил занятия рисованием для собственного удовольствия.

С Воронежем связан и романтический эпизод, который позже И.Клюн описывал в мемуарах, опубликованных в 1999 году.

В Рамони он познакомился с «молодой девицей, брюнеткой, очень красивой и с темпераментом», навещавшей иногда своего дядю – кассира завода. Отец ее был богатым подрядчиком в Воронеже, который имел собственный дом с фруктовым садом на Садовой улице (ныне улица Карла Маркса). Родители барышни пригласили молодого бухгалтера бывать у них дома и даже не прочь были выдать за него единственную дочь. Однако будущий художник взял расчет и уехал в польский город Ломжа, где у него жил дядя. Этот поступок Иван Клюн в своих воспоминаниях объяснял «бессознательным стремлением к более высокому положению, к более значительным интересам».

Когда смотришь на его ранний автопортрет, становится понятным, почему со стороны подрядчика по отношению к Клюну возникли такие серьезные планы. На этом автопортрете, написанном тщательно и свежо, он выглядит похожим на мастерового или… бухгалтера. Весь облик молодого мужчины, румяного и степенного, говорит об основательности, совсем не свойственной творческим людям с их непредсказуемой судьбой.

Иван Васильевич до пенсии не бросил «хорошую и надёжную» службу, он как бы раздвоился: одновременно был бухгалтером Клюнковым и авангардным художником Клюном.

В Ломже он предпринял неудачную попытку поступить вольноопределяющимся на армейскую службу. После этого жил недолго в Варшаве, позже перебрался в Москву, где стал посещать студии В.Фишера, И.Машкова, Ф.Рерберга.

Воронежская природа произвела большое впечатление на молодого человека. Годы спустя, уже будучи известным художником, он вспоминал дворец и парк на высоком берегу реки Воронеж, старинные часы-куранты на башне, бой которых «вызывал лирические настроения, а мысли переносились в прошедшие времена».

Воронежская страница была и в творческой биографии Павла Филонова. Выдающийся художник, один из столпов авангарда, в юности несколько месяцев работал под Воронежем, в том же имении Ольденбургских.

В июле 1901 года состоялась свадьба Петра Александровича Ольденбургского и великой княжны Ольги Александровны, дочери Александра III и сестры Николая II. Для них в Рамони выстроили небольшой дом - «Уютный». Декоративная роспись интерьеров и прочие «малярные» работы были поручены петербургским мастерам, среди которых оказался и восемнадцатилетний Павел Филонов.

Молодой художник к этому времени окончил в Петербурге Художественно-ремесленные мастерские (ХРМ) при Школе для вольноприходящих Императорского общества поощрения художеств и получил диплом маляра-уборщика. Евгения Максимилиановна Ольденбургская, мать Петра Александровича, являлась вице-председателем Общества поощрения художеств.

В ХРМ учащиеся проходили разнообразную практику, начиная со смоления люков помойных ям, окраски уборных, кухонь и крыш, росписи изразцовых печей до росписи квартиры министра Сипягина, промывки голубя в куполе Исаакиевского собора, раскраски еврейской синагоги, реставрации «помпейских потолков» в Эрмитаже.

Позже сам Филонов отмечал в автобиографии: «Работа велась всеми материалами и способами, стоя, сидя, лежа, при постоянном риске сорваться с лесов».

Одновременно с Художественно-ремесленными мастерскими Павел посещал вечерние Рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств, дойдя до натурного класса. Кроме этого, ежедневно Филонов копировал - сначала акварелью, потом маслом. Тогда же начали появляться первые работы «из своей головы». И еще Филонов посещал лепную мастерскую, которую вел француз-лепщик Ле-Гранж, и усвоил технику лепки из глины и резьбы по гипсу.

В воронежском имении Ольденбургских он работал вместе с другими выпускниками ХРМ - П.Петровым и А.Смирновым под руководством смотрителя училищ, художника Н.Н.Рубцова.

Приехавшие в имение в августе молодожены не пожелали жить в Рамони и приобрели неподалеку хутор помещицы Чарыковой со старым господским домом. Новая усадьба получила название «Ольгино» - по имени молодой хозяйки. Из Петербурга срочно был вызван архитектор Генрих Войневич для перестройки дома Чарыковой, который должен был стать дворцом великой княгини Ольги Александровны. Отделка была завершена в 1902 году.

В течение нескольких месяцев работали петербургские художники в имении Ольденбургских. В автобиографии Филонов оставил характерную фразу: «Работа велась с июня по октябрь и окончилась, когда при работе на фасаде на кистях стала мерзнуть краска».

В Рамони петербуржцев поразили красивейшие пейзажи, замок Ольденбургских с балконами и башнями, словно «волшебным жезлом перенесенный в черноземную полосу Воронежской губернии». В наших краях начинающий художник написал «для себя» несколько пейзажей с натуры акварелью и карандашом. По возвращении была создана картина – восход солнца на реке, протекающей подле Рамони.

Пейзаж, написанный художником-авангардистом Павлом Филоновым под воронежской Рамонью. «Коммуна», № 61 (25492), 27.04.10г.
Пейзаж, написанный Павлом Филоновым под Рамонью..

К сожалению, ранние работы художника практически не сохранились. Сейчас трудно судить о том, насколько глубоким оказалось влияние воронежских впечатлений на последующее творчество Филонова, однако известно, что мистические мотивы присутствовали в произведениях молодого художника. Возможно, таинственные легенды Рамони объясняют появление мистических мотивов в первых самостоятельных произведениях Филонова, выполненных уже в 1910 году.

Сегодня трудно утверждать с уверенностью, но вполне возможно, что молодой художник Филонов участвовал в выполнении и других заказов, поступавших из Рамони. Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, обладавшая недюжинными организаторскими и деловыми качествами, в 1900 году открыла «паровую кондитерскую фабрику». Продукция фабрики пользовалась популярностью даже за границей. А вот эскизы оберток для конфет заказывали Художественно-промышленным мастерским при Императорском обществе поощрения художеств. Филонов мог принимать участие в подобной работе.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургскаяв 1900 году открыла «паровую кондитерскую фабрику». Эскизы оберток для конфет заказывали Художественно-промышленным мастерским при Императорском обществе поощрения художеств

Кроме этого, он ретушировал художественные открытки, выпускавшиеся Обществом сестер милосердия Красного Креста имени святой Евгении, организованное принцессой Ольденбургской. Эти открытки и конфетные обертки, выполненные в стиле модерн, ничем не отличались от подобной массовой продукции.

Автор: Наталья Бакина, кандидат исторических наук, заведующая отделом Воронежского областного художественного музея имени И.Н.Крамского.

Источник: «Коммуна», № 61 (25492), 27.04.10г.


Возврат к списку