Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
На Спортивной набережной среди лодок спортивно-гребного клуба «Юность» притаился гость из русского средневековья: струг – парусно-гребное судно XVII века. Точь-в-точь на таких ходили по рекам казаки Ермака и Стеньки Разина. Отнюдь не музейный экспонат, за неделю струг прошёл путь по реке Воронеж от Мичуринска до нашего города. А здесь нашёл временную стоянку.
Подготовка к экспедиции заняла целых пять лет. Среди энтузиастов, задумавших осуществить историческую реконструкцию, - генеральный директор мичуринского завода «Прогресс» Владимир Дмитриев, начальник Комитета по физкультуре и спорту Тамбовской области Михаил Белоусов, главный редактор газеты «Мичуринская правда» Михаил Белых.
Мичуринцы выполнили точные чертежи «дедушки» современного русского флота. По ним в Карелии и был построен шестивёсельный струг – 9 метров 60 сантиметров длиной, 2 метра 20 сантиметров шириной, с парусом площадью 15 квадратных метров и водоизмещением три тонны. От шести гребцов требовалось немало усилий. Длина вёсел изначально составляла более четырёх метров, но такой размах не подходил для узкого русла: пришлось сократить её до трёх с половиной метров.
Время похода выбрали не случайно. Энтузиасты решили отметить памятную дату: 350 лет назад в селе Тарбеево – в 12 километрах от Мичуринска – по приказу отца Петра I, царя Алексея Михайловича, была создана первая государственная судостроительная верфь. Именно отсюда служилые казаки совершали многодневные походы под турецкую крепость Азов. Идея повторить их маршрут с заходом на традиционные стоянки в Липецке, Рамони, Воронеже и собрала команду из 12 храбрецов.
– Император Александр III сказал: «У России только два союзника - её армия и флот». Историю нашего флота надо беречь и популяризировать, - отметил наш коллега Михаил Белых.
Необходимо было соблюсти и юридические процедуры: необычное плавсредство, как положено, зарегистрировали в Государственной инспекции по маломерным судам.
17 апреля началось долгожданное плавание. Команда быстро постигала навыки пращуров. Если в первый день удалось пройти всего 26 километров, во второй - уже 40, то за третий дневной переход было покрыто расстояние в 58 километров. Парус взмывал над мачтой только три раза – погода не баловала попутным ветром. Вёрсты таяли под дружными взмахами вёсел. Гребцы менялись. Пока шестеро членов экипажа напрягали мускулы, остальные отдыхали на палубе среди свёрнутых палаток и запасов провизии – в пути странники подкрепляли силы кашей и пили чай с сушками. Впрочем, они не были оторваны от цивилизации: несколько раз струг догоняла машина, привозившая всё необходимое.
И, конечно, путешествие не обошлось без приключений. Несмотря на то, что энтузиасты специально вышли в поход в половодье, несколько раз судно садилось на мель. Ещё в начале плавания утонула уключина – стальная деталь, удерживающая весло. В конце пути сломалась запасная: пришлось задержаться, чтобы сделать новую. А под Липецком среди камышей и плавней путешественники несколько раз теряли основное русло реки. Выручила их печальная примета: направление течения они определяли по обильно плавающим в воде пластиковым бутылкам. Впрочем, выбирая путь, команда судна не отвергала и достижения XXI века – активно пользовались GPS-навигатором.
В Воронеже струг «отдыхает» перед новой экспедицией. Летом экипаж планирует продолжить путь до Азова. Вряд ли такое большое расстояние удастся преодолеть за один поход, но в несколько этапов энтузиасты надеются справиться с задачей, которая вполне была под силу нашим предкам.
Автор: Юрий Голубь.
Источник: «Коммуна», № 62 (25493), 29.04.10г.