Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Живая история. Из-за острова на стрежень

29.04.2010

В Воронеж из Мичуринска пришёл казачий струг

В Воронеж из Мичуринска пришёл казачий струг. Точь-в-точь на таких ходили по рекам казаки Ермака и Стеньки Разина. Летом экипаж планирует продолжить путь до Азова. «Коммуна», № 62 (25493), 29.04.10г.

На Спортивной набережной среди лодок спортивно-гребного клуба «Юность» притаился гость из русского средневековья: струг – парусно-гребное судно XVII века. Точь-в-точь на таких ходили по рекам казаки Ермака и Стеньки Разина. Отнюдь не музейный экспонат, за неделю струг прошёл путь по реке Воронеж от Мичуринска до нашего города. А здесь нашёл временную стоянку.

Подготовка к экспедиции заняла целых пять лет. Среди энтузиастов, задумавших осуществить историческую реконструкцию, - генеральный директор мичуринского завода «Прогресс» Владимир Дмитриев, начальник Комитета по физкультуре и спорту Тамбовской области Михаил Белоусов, главный редактор газеты «Мичуринская правда» Михаил Белых.

Мичуринцы выполнили точные чертежи «дедушки» современного русского флота. По ним в Карелии и был построен шестивёсельный струг – 9 метров 60 сантиметров длиной, 2 метра 20 сантиметров шириной, с парусом площадью 15 квадратных метров и водоизмещением три тонны. От шести гребцов требовалось немало усилий. Длина вёсел изначально составляла более четырёх метров, но такой размах не подходил для узкого русла: пришлось сократить её до трёх с половиной метров.

Время похода выбрали не случайно. Энтузиасты решили отметить памятную дату: 350 лет назад в селе Тарбеево – в 12 километрах от Мичуринска – по приказу отца Петра I, царя Алексея Михайловича, была создана первая государственная судостроительная верфь. Именно отсюда служилые казаки совершали многодневные походы под турецкую крепость Азов. Идея повторить их маршрут с заходом на традиционные стоянки в Липецке, Рамони, Воронеже и собрала команду из 12 храбрецов.

– Император Александр III сказал: «У России только два союзника - её армия и флот». Историю нашего флота надо беречь и популяризировать, - отметил наш коллега Михаил Белых.

Необходимо было соблюсти и юридические процедуры: необычное плавсредство, как положено, зарегистрировали в Государственной инспекции по маломерным судам.

17 апреля началось долгожданное плавание. Команда быстро постигала навыки пращуров. Если в первый день удалось пройти всего 26 километров, во второй - уже 40, то за третий дневной переход было покрыто расстояние в 58 километров. Парус взмывал над мачтой только три раза – погода не баловала попутным ветром. Вёрсты таяли под дружными взмахами вёсел. Гребцы менялись. Пока шестеро членов экипажа напрягали мускулы, остальные отдыхали на палубе среди свёрнутых палаток и запасов провизии – в пути странники подкрепляли силы кашей и пили чай с сушками. Впрочем, они не были оторваны от цивилизации: несколько раз струг догоняла машина, привозившая всё необходимое.

И, конечно, путешествие не обошлось без приключений. Несмотря на то, что энтузиасты специально вышли в поход в половодье, несколько раз судно садилось на мель. Ещё в начале плавания утонула уключина – стальная деталь, удерживающая весло. В конце пути сломалась запасная: пришлось задержаться, чтобы сделать новую. А под Липецком среди камышей и плавней путешественники несколько раз теряли основное русло реки. Выручила их печальная примета: направление течения они определяли по обильно плавающим в воде пластиковым бутылкам. Впрочем, выбирая путь, команда судна не отвергала и достижения XXI века – активно пользовались GPS-навигатором.

В Воронеже струг «отдыхает» перед новой экспедицией. Летом экипаж планирует продолжить путь до Азова. Вряд ли такое большое расстояние удастся преодолеть за один поход, но в несколько этапов энтузиасты надеются справиться с задачей, которая вполне была под силу нашим предкам.

Автор: Юрий Голубь.

Источник: «Коммуна», № 62 (25493), 29.04.10г.


Возврат к списку