Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
В предвоенное время во всех заводских и сельских клубах, Домах культуры работали художественные коллективы, кружки театральные и художественной самодеятельности. На летних площадках парков выступали самодеятельные духовые оркестры, сольные номера представляли участники художественной самодеятельности - певцы, танцоры, чтецы.
Кружки художественной самодеятельности продолжали свою работу и в Великую Отечественную войну. У них появился новый оборонный репертуар, в котором были представлены все жанры, от боевой частушки до стихов и рассказов. За первые четыре месяца войны агитбригадами из артистов воронежских театров и участников кружков художественной самодеятельности дано 2107 концертов в мобилизационных пунктах, госпиталях, общежитиях бойцов Красной Армии, воинских частях.
Широко развернулось шефское движение рабочих, работниц, служащих, домохозяек над госпиталями, над бойцами Народного ополчения, которые отправлялись в действующую армию. Более тысячи человек не только выступали в агитбригадах, но и собирали подарки для подшефных.
В сентябре 1941 года газета «Коммуна» писала, что художественный коллектив колхоза «Труд» Подгоренского района под управлением колхозника А.С.Журавлева организовал 28 выступлений на призывном пункте. В Павловском Доме учителя возникла агитбригада, которая дала 39 концертов в Павловском и Воронцовском районах. Клубные агитбригады Борисоглебска дали 71 концерт. Грязинский и Лискинский железнодорожные клубы провели около 100 шефских концертов.
Большую работу проводили художественные коллективы Воронежа. Хор русской народной песни швейной фабрики имени 1 Мая дал свыше 60 концертов. Участницы хора сочетали художественную деятельность с производственной работой, систематически перевыполняя план на 20-75%. Закончив работу, они спешили на очередной концерт. Воронежским клубом имени Коминтерна были созданы три агитбригады, которые участвовали в художественном обслуживании бойцов Красной Армии.
Широко развернула свою работу художественная самодеятельность после освобождения Воронежа от немецких захватчиков. Большое значение приобрела пропаганда русской народной песни, глубокой по своему содержанию и красочности звучания.
Решением Управления по делам искусств при СНК РСФСР и исполкома Воронежского областного Совета депутатов трудящихся в Воронежской области в начале 1943 года на базе лучших колхозных и городских хоровых коллективов стал создаваться Государственный хор русской песни под руководством Константина Ираклиевича Массалитинова.
Первого января 1943 года Воронежский государственный русский народный хор приступил к работе в селе Анна. В трудных условиях, связанных с непосредственной близостью фронта, проходила вся организационная работа. 20 февраля 1943 года закончился сбор хористов, съехались 75 человек. На тот момент в коллективе не было певцов-профессионалов с законченным музыкальным образованием, но, несмотря на это, разучивались сложные многоголосные песни. За очень короткий срок струнная группа хора сумела добиться слаженности ансамбля.
Первого мая хор выступил в освобождённом Воронеже. С 1943 по 1945 год Государственный русский народный хор Воронежской области выступал с концертами и в освобождённых районах области, и в частях Красной Армии, не раз получая благодарности за свои песни от слушателей.
Начальник политотдела в/ч 34121 подполковник Иофин в своём отзыве писал: «Зарождение этого замечательного коллектива и его рост именно в разгаре Великой Отечественной войны – очень знаменательно. И достижения его – это наши достижения, это наша гордость за нашу великую социалистическую Родину, за наш талантливый русский народ».
В августе 1943 года постановлением бюро Воронежского обкома КПСС для более широкого вовлечения в кружки художественной самодеятельности рабочих, служащих, колхозников и членов их семей, дальнейшего творческого роста кружков художественной самодеятельности принято решение о проведении смотра художественной самодеятельности на фабриках, заводах, в учреждениях, колхозах и совхозах области.
С декабря 1943 по январь 1944 года смотры были проведены в 71 районе Воронежской области, в том числе в освобождённых от оккупации, - Богучарском, Голосновском, Гремячинском, Кантемировском, Острогожском, Семилукском и других районах. Решением областной комиссии на областной смотр было утверждено 455 победителей из 37 районов области.
В период проведения сельских и районных смотров широко развернулась организация новых кружков художественной самодеятельности. Так, к примеру, число театральных кружков и хоровых коллективов в восьми районах области – Верхнехавском, Воронцовском, Вейделевском, Терновском, Ровеньском, Добринском, Лискинском и Никитовском – увеличилось почти в полтора раза. Были организованы новые коллективы и в других районах: в Грязинском – хор при Доме культуры под управлением Калашникова; в Воронцовском – хор украинской песни под руководством Цупко; в Лосевском районе восстановлен хор русской народной песни под руководством Степанюгиной.
Во время проведения смотра были выявлены талантливые солисты-исполнители. Это частушечницы сёстры Севергины – Березовский район; музыкальное трио братьев Писклюковых – Калачеевский район; певица Грошева – Дрязгинский район; художественный чтец Хижняк – Калачеевский район, и многие другие.
Некоторые Дома соцкультуры показали на районных смотрах многоактные пьесы: Верхнехавский ДСК – «Секретарь райкома» Прута; Петропавловский – «Наталка Полтавка» Котляревского; Таловский – «Собака на сене» Лопе де Вега.
Областной смотр был приурочен к годовщине освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков и проходил с 5 по 9 февраля 1944 года.
Самодеятельные коллективы выступали на полевых станах во время посевной и уборочной кампаний, на производственных площадках восстанавливаемых заводов и фабрик, в госпиталях, в частях Красной Армии.
В трудных условиях Великой Отечественной войны народное творчество получило новое развитие. Участники художественной самодеятельности своими стихами, песнями, музыкой воодушевляли воинов Красной Армии и тружеников тыла на новые подвиги, во имя быстрейшего разгрома ненавистного врага.
Автор: Ирина Бутырина, ведущий архивист отдела информации, публикации и научного использования документов Государственного архива общественно-политической истории Воронежской области.
Источник: «Коммуна», № 62 (25493), 29.04.10г.