Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
«Невероятное путешествие из Ада в Рай» - так называется выставка, открывшаяся на днях в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского. Разместилась она не в выставочном зале, где всегда проходят вернисажи, а на третьем этаже, там, где обычно располагается часть основной экспозиции.
В музейных залах разместились сто работ великого испанца Сальвадора Дали – иллюстрации к «Божественной комедии» другого, жившего за несколько веков до него, гения – Данте Алигьери. За последние пару лет это уже вторая выставка художника в Воронеже – кто бы мог представить подобное ещё в конце прошлого века!
С поэзией Данте его будущий иллюстратор познакомился ещё в раннем детстве – и был очарован, как позднее признавался, «ангельским видением бытия» и «космической стороной Бога, непостижимого для человека, и отражающегося в зеркале лица ангела».
Обращение в 1951 году именно к нему итальянского Правительства с предложением создать серию иллюстраций к новому изданию «Божественной комедии», готовившемуся к 700-летию со дня рождения её автора, художник воспринял как знак судьбы. Даже когда заказ по каким-то политическим причинам сорвался, Дали решил довести дело до конца. Сто ксилографий (гравюр на дереве) были выполнены в 1959-1963 годах. Работа заняла 55 месяцев, для её выполнения потребовалось около 3500 деревянных досок.
Теперь и воронежцы могут увидеть эти иллюстрации. Ксилографии попали к нам из частного немецкого собрания. То была первая масштабная графическая серия в творчестве художника – впрочем, в промежутке между получением заказа и его реализацией Дали успел выступить в роли иллюстратора «Дон Кихота».
Гениальная поэзия, рождённая в четырнадцатом веке, для художника из века двадцатого стала поводом обратиться к излюбленным сюрреалистическим образам.
Персонажи Данте у Дали почти лишены лиц (едва ли не единственное исключение – Беатриче). Выдвигающиеся из тела ящики, пожирающие друг друга чудовища, люди-деревья, камень, из которого прорастают ноги, - нечто похожее поклонники творчества Дали видели и на других его картинах. Но в данном контексте становится очевиднее, что для самого художника все эти картины распада и мучений были не плодами больного воображения, а результатом, пафосно выражаясь, мистического и нравственно-религиозного поиска. Чувствуется: изображённый Дали ад – это то, что вызывало невыносимый ужас– слегка завораживающий, впрочем, - и у самого автора. «Ад» даже прорисован как-то чётче и едва ли не убедительнее, чем «Рай».
Цикл полон цитат из самого себя, но это вовсе не потому, что художник не мог придумать ничего нового. Возможно, столь глобальный проект, как работа над иллюстрациями к Данте, в какой-то мере стала для него подведением творческих и жизненных итогов.
Автор: Виталий Черников.
Источник: «Коммуна», № 62 (25493), 29.04.10г.