Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




От «теплушки» товарного поезда до межпланетных перелётов

13.10.2011

Сегодня исполняется 70 лет с момента образования Конструкторского бюро химавтоматики – воронежского предприятия, создавшего целый ряд жидкостных ракетных двигателей для космических и межконтинентальных баллистических ракет. Двигатели КБХА обеспечили исторические успехи нашей страны в освоении космоса.

И кто знает, какая бы судьба ожидала наше Отечество, раздираемое в смутные 90-е годы внутренними конфликтами и разобщённостью (ливийских сценариев мы видели немало), если бы не ракетно-ядерный щит, в том числе с двигателями воронежской разработки, который по-прежнему отбивает зарубежным альянсам всякое желание напрямую вмешиваться в жизнь нашей страны.

3 октября 2011 года. Плесецк.
Ракета «Союз-2-1б» на старте
.
Сейчас трудно представить себе, что работа молодого коллектива ОКБ началась прямо в вагонах «товарняка», уходящего под бомбёжками фашистов в эвакуацию в Сибирь.

Всё для фронта, всё для Победы!

К осени 1941 года фронт Великой Отечественной войны проходил в 80 километрах к западу от Москвы. Ситуация требовала немедленной эвакуации конструкторских бюро и оборонных заводов. Из 80 сотрудников ОКБ-2 Московского авиационного карбюраторного завода ехать в далекую Сибирь согласились только 29 человек.

К вечеру 13 октября вместе с семьями, документацией и служебным имуществом они погрузились в «теплушки» товарного эшелона. Уже в вагонах узнали, что приказом Народного комиссара авиационной промышленности СССР ОКБ выделено в самостоятельную организацию для создания основной базы по производству агрегатов непосредственного впрыска для моторов боевых самолетов.

Главным конструктором стал Семен Ариевич Косберг. Здесь же в поезде начали проводить первые производственные совещания.

По прибытии в Бердск Новосибирской области ОКБ разместили в одном из бывших зернохранилищ элеватора. 100 квадратных метров, с четырех сторон неоштукатуренные стены без окон, две запыленные фрамуги под потолком, под ногами асфальтовый пол. Без отопления, водопровода, каких-либо удобств в условиях наступившей сибирской зимы коллектив приступил к работе.

Один из первых агрегатов непосредственного впрыска НБ-3У, разработанный в ОКБ, во многом предопределил судьбу предприятия. Весной 1942 года авиационный мотор М-82 с этим агрегатом вышел на государственные испытания.

В последний день, когда, казалось, оставалось только подписать акт приемки, мотор вдруг остановился. Беглый осмотр показал, что причиной стала неисправность агрегата НБ-3У. Представители ОКБ прекрасно понимали, что в эти минуты решается судьба предприятия. Они попытались получить разрешение на вскрытие пломб и осмотр агрегата, но условия государственных испытаний этого не допускали. «А что, если рискнуть? обращаясь к членам комиссии, спросил председатель. - Пусть осмотрят».

Вся ночь ушла на разборку агрегата и выяснение причины. Виновным оказался пакет анероидов, получаемых по кооперированным поставкам. Его заменили, и двигатель вновь безупречно заработал.

К концу 1943 года боевые действия на фронтах уже вели тысячи истребителей Ла-5, оборудованных агрегатами НБ-3У. Рост скоростей, улучшение тактико-технических характеристик позволили нашей авиации, начиная с битвы на Курской дуге, завоевать господство в воздухе, сохранив его до конца войны.

В послевоенные годы ОКБ перебазировалось в Воронеж, где приступило к созданию агрегатов для турбореактивных и турбовинтовых авиационных двигателей, а с 1958 года начало разрабатывать жидкостные ракетные двигатели для космических ракет.

Первый человек в космосе – наш!

В феврале 1958 года по заданию главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королёва воронежскому коллективу была поручена разработка двигателя для третьей ступени космической ракеты «Луна». ОКБ-154 (прежнее название КБХА) справилось с задачей менее чем за год, разработав первый двигатель в мире, запускаемый в безвоздушном пространстве, чем обеспечил достижение второй космической скорости.

Первый пуск ракеты состоялся в сентябре 1958 года, а через год Советский Союз доставил с ее помощью вымпел СССР на поверхность Луны. 4 октября 1959 года состоялся первый в мире облет ее обратной стороны.

Тут же, без промедления ОКБ Семена Косберга создало двигатель для третьей ступени ракеты «Восток». 12 апреля 1961 года она вывела на орбиту Земли корабль с Юрием Гагариным на борту. Большой успех в создании двигателей для космических ракет Сергея Королёва стал фундаментом для разработки в ОКБ-154 целого ряда новых совершенных ракетных двигателей.

К планетам Солнечной системы и дальше

Первые громкие успехи доказали, что коллектив Семена Косберга способен осознанно рисковать, но при этом выполнять задачи государственной важности. Последовали новые заказы. Для ОКБ-1 Королёва воронежцы разработали двигатель межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А, а также космических ракет «Молния», «Восход», «Союз», которым была уготована долгая жизнь.

С их помощью наша страна впервые в мире обеспечила запуски автоматических межпланетных станций к Марсу и Венере, вывод на околоземные орбиты кораблей «Союз» с экипажами из двух и трех человек, а также доставку космонавтов на орбитальные станции «Салют», «Мир», а сегодня и на Международную космическую станцию.

Другой долгожительницей стала ракета «Протон» разработки ОКБ-52 генерального конструктора Владимира Челомея. Воронежцы создали двигатели для её второй и третьей ступеней. С помощью этого носителя решены такие выдающиеся задачи, как вывод на околоземные орбиты тяжелых автоматических станций «Протон», запуск возвращаемых автоматических станций «Зонд» для облета Луны, доставка на Луну луноходов, запуск космических аппаратов, совершивших посадку на Марс и Венеру. С помощью этой ракеты в космос были выведены элементы долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир», а также модули российского сегмента Международной космической станции.

Ракетно-ядерный щит

После трагической гибели в 1965 году главного конструктора Семена Косберга коллектив ОКБ возглавил Александр Конопатов, а в 1966 году предприятие получило нынешнее наименование – Конструкторское бюро химавтоматики. В условиях жестокой гонки вооружений между СССР и США предприятию поручили разработку ряда ракетных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет.

В свое время Генсек Коммунистической партии Никита Хрущев вполне ответственно заявлял, что Советский Союз ракеты печет как блины. Действительно, более 1000 экземпляров стратегической ракеты УР-100, принятой на вооружение в 1967 году, были поставлены на боевое дежурство. Для неё в КБХА создали двигатель первой ступени.

В последующие годы воронежские разработчики создали ракетные двигатели для межконтинентальных баллистических ракет РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», «Воевода», РСМ-54 «Синева», которые продолжают нести боевое дежурство в наши дни, обеспечивая ракетно-ядерный паритет с США.

«Водородное сердце» «Энергии»

Отдельной страницей в истории предприятия стало создание самого мощного отечественного кислородно-водородного ракетного двигателя для ракеты «Энергия» генерального конструктора Валентина Глушко. Взяв в качестве основы опыт разработки в КБХА ядерного ракетного двигателя, где также применялся водород, специалисты предприятия создали «водородное сердце» для «Энергии» - маршевый двигатель тягой 200 тонн.

Связка из четырёх таких двигателей начинала трудиться одновременно с первой ступенью, отрывая ракету от Земли и выводя её в безвоздушное пространство. Два полета «Энергии» в 1987 и 1988 годах, в том числе вместе с многоразовым кораблём «Буран», подтвердили, что КБХА по плечу любые самые сложные технические задачи.

Упёртые двигателисты

В постсоветское время, когда промышленность была заброшена государством, а новыми идолами стали торгашество и жажда наживы, коллектив КБХА остался верен «основной тематике» и, возглавляемый новым руководителем – Владимиром Рачуком, занялся, казалось бы, совсем бесперспективным делом: упорно продолжал разрабатывать новые ракетные двигатели, получая крохи бюджетного финансирования и вкладывая собственные деньги в новые разработки.

История показала, что не зря.

Третьего октября 2011 года уже состоялся пятый успешный полёт модифицированной ракеты «Союз-2-1б» с новым двигателем КБХА в составе третьей ступени. До этого в 20062010 годах были ещё четыре пуска, и все с дорогостоящими космическими аппаратами.

Благодаря новому двигателю РД0124 ракета «Союз» в модификации 2-1б увеличила свою грузоподъёмность почти на тонну. Это позволяет осуществлять её пуски без снижения полезной нагрузки с космодрома в Плесецке, располагающемся севернее Байконура.

Этот двигатель в 2011 году прошел государственную приёмку и сдан в серийное производство. Коллектив с нетерпением ожидает 20 октября, когда должен состояться первый пуск ракеты «Союз-2-1б» с французского космодрома Куру.

Модификация двигателя РД-0124 также найдёт применение на новой ракете «Ангара». В 2010 году воронежский двигатель для этой ракеты успешно прошёл огневое испытание в составе ступени УРМ-2 ракеты-носителя и подтвердил готовность к первым полётам.

Для разгонного блока «Ангары» КБХА также разрабатывает кислородно-водородный ракетный двигатель РД-0146, впервые в России спроектированный без газогенератора. И здесь в полной мере задействуется опыт работы с двигателем для «Энергии».

Ещё одним важным проектом стала отработка двигателя РД-0110Р, который создаётся в содружестве с Воронежским механическим заводом для первой ступени ракеты-носителя «Союз-2-1в». Он увеличит тяговооружённость ракеты и будет выполнять функцию рулевого двигателя, благодаря которому можно управлять полётом ракеты. В КБХА уже проведены первые успешные огневые испытания этого двигателя.


Сборочный цех Воронежского КБХА.

Как и прежде, конструкторы предприятия стремятся заглянуть за горизонт технического прогресса. Среди разработок, которые устремлены в будущее, можно назвать гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде. Его экспериментальный образец прошёл успешные лётные испытания, обеспечив превышение скорости звука в атмосфере более чем в шесть раз.

Также в КБХА создан ракетный двигатель, имеющий принципиально новую – кольцевую – камеру сгорания со щелевым критическим сечением и тарельчатым соплом. Он имеет ряд преимуществ перед ракетным двигателем обычной традиционной схемы. Ещё один ракетный двигатель, работающий на сжиженном природном газе, может стать прототипом двигателя для многоразовой ракетно-космической системы.

Прошли экспериментальную проверку при огневых испытаниях на кислородно-водородном топливе камера с регулируемым в процессе работы критическим сечением, камера с регулируемым в процессе работы соотношением компонентов топлива в широком диапазоне. Продолжаются работы по лазерной тематике.

Конечно, создание ракетных двигателей всегда подразумевает тяжёлую работу, в которой методом проб и ошибок, напряжённых поисков рождается техника, позволяющая сделать новые открытия. И как бы не было порой сложно, 70 лет, оставшиеся за плечами, наглядно подтверждают, что этот коллектив не свернёт со своей дороги. Такой подход к труду нашел образное отражение в четверостишии, родившемся в стенах КБХА:

Были и будни, и праздники были,
Дат и событий нелегкий вал.
Мы поднимались, когда нас били,
И каждый друга собою держал.

Александр КАЖИКИН

Источник: газета «Коммуна» № 156 (25784), 13.10.2011г.


Возврат к списку