Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Экспертиза «Коммуны». Эх, дороги, пыль да обман!..

07.05.2010

Дорожное полотно в Воронеже укладывают деньгами, поэтому их всегда не хватает
Михаил Жванецкий:
«Что вы воруете с убытков? Воруйте с прибылей!»
Самая большая беда Воронежа – даже не дураки и дороги. А безнаказанность тех, кто занимается их ремонтом. Полная безнаказанность, несмотря на регулярные угрозы им с трибун от больших и малых начальников.
Воры вычисляются элементарно, проверить качество ремонта и строительства дорог – раз плюнуть. Но если преступления происходят постоянно и без последствий, это означает одно: наживаются на них те, кто и должен их контролировать и карать.

Дорога жизни

Водитель маршрутки 15-а, вырулив в 9 утра с улицы Хользунова на Антонова-Овсеенко у авторынка, сразу попал в жуткую пробку. Он схитрил, объехав часть пробки по территории авторынка, но и дальше было то же месиво.

Водитель попытался объехать слева - и с трудом продрался на боковые улицы. Однако там тоже были пробки. Чуть позже мы попали на улицу у гормолзавода, на которой застряли сотни машин – оказалось, что улица перекрыта в самом конце, и никто не догадался поставить знак в начале. «Пофигизм» - фантастический!

Старый знакомый сообщил: мне по утрам надо с московской трассы в Юго-Западный на работу, но я объезжаю дорогу мимо авторынка через Семилуки и по лесам; наматываю около 50 км, но это лучше, чем торчать в жутких пробках и ломать машину на колдобинах.

А недавно приезжал из Москвы приятель, пробыл в Воронеже три дня и уехал расстроенным. Зря я поехал на своем «Лексус»е, сказал он. Лучше б на самолете туда и обратно, а здесь на такси – дешевле получилось бы. Да и время б сэкономил. Бедняжечка мой «Лексус» - давненько ему так не доставалось…

От СОК «Олимпик», рассказал он, пробка тянулась до памятника Славы, и он сразу понял, что по Московскому проспекту добираться в центр будет полдня. Остановился у областной больницы, как Илья Муромец перед камнем, и подумал: налево ехать, через Березовую Рощу, – там тоже машин полно, к тому же дорога двухполосная; малейшая авария случись, и все - движение встало. Никудышная, скажем так, дорога, постыдная для столицы Черноземья. А ему надо было, кровь из носу, в центр города добраться до десяти утра. Решил - ну, тогда через 9 Января или Юго-Западный.

Он повернул с московской трассы на окружную и вскоре «завис». Сама пробка его не очень удивила, а вот дорога просто потрясла: часть федеральной трассы оказалась проселочной колдобиной!

- Я будто в девяностые годы въехал: раздолбанный асфальт в нищенских заплатках и дырах, обочина сплошь в ямах, а вдоль дороги – настоящий «Шанхай»: магазинчики, самопальные заборы, рекламные щиты и торговые точки типа «кто во что горазд», и некоторые из них чуть ли не на дорогу вываливаются. Вокруг - стройки, похожие на кооперативы 90-х; дикость полная!

Ребята, это ж лицо вашего города! Вы что творите? Эта дорога каждым метром своим вопиет о полном презрении властей к своей «малой родине» и жажде поскорее распродать каждый ее придорожный метр. Такое впечатление, что ее никогда не ремонтировали. А если ремонтировали, то надо организаторов такого ремонта и его исполнителей сажать вместе в один обезьянник, пока идет тщательное расследование их «бизнеса». Вопиющее издевательство над здравым смыслом и населением миллионного города! И не надо мне рассказывать о трудном детстве или мировом кризисе. Я в прошлом году, сообщил он, побывал в соседних с Воронежем городах, Волгограде и Белгороде; там есть дороги, и там движение меньше 20 км в час – нонсенс, уже считается пробкой! А дорогу вдоль воронежского авторынка пешком пройти быстрее!

Никакой ГИБДД на этой дороге друг не заметил. Да и как гаишникам добраться к авариям сквозь пробку? Равно, как и «Скорой помощи», пожарным или милиции...

Я наслышан про воронежское рейдерство и знаменитый ремонт дорог, и даже про «борьбу» за инвестиционный климат, сообщил друг, и как обладминистрация отбирала у мэрии «дорожные» деньги, а потом сама такой ремонт устроила, что обхохочешься. Но любой инвестор, который поедет по этой дороге, вряд ли захочет затевать здесь дело: у Воронежа на лице все написано, – такой вывод сделал гость нашего города.

Борьба до конца?

На блоге воронежского губернатора тема наших дорог вызвала самое бурное обсуждение. Такие, например, послания:

«Уважаемый Алексей Васильевич! Я сегодня проезжал по улице Волгоградской, был шокирован, как выполняется ремонт (ямочный) перекрестка Волгоградская - Димитрова. Рабочий азиатской внешности глубокую выбоину засыпал песком и утаптывал ногами, я это сфотографировал. Остальные выбоины на этом участке без особой расчистки поливали из чайника эмульсией (праймером). Так у нас в городе не будет дорог!».

«Уважаемый Алексей Васильевич! Не могли бы вы сказать, почему при всех недостатках наших дорожно-строительных служб на рынок строительства не пускают иностранцев? Ведь сколько раз уже и писали, и показывали, что у них стоимость 1 кв. м. дорожного полотна ниже, и построить дешевле, и качество лучше? Быть может, после нескольких таких строек и наши научаться делать?».

«Дорогой мой, их и не пускают потому, что они делают качественно и надолго. А как, по-твоему, тогда списывать бюджетные деньги?».

«Есть в Воронеже опыт укладки асфальта прямо на рельсы и на землю по ул. Солнечной за Птичьим рынком http://www.youtube.com/watch?v=r6YKT».

«Очень жаль, что визитная карточка Воронежа - отсутствие дорог. По роду деятельности приходится бывать во многих городах, и провинциальных в том числе, завидую им доброй завистью. Раньше хоть в районах у нас дороги были нормальные, а сейчас, по примеру Воронежа, и там нет. Надежда умирает последней, будем ждать».

Ремонтники с большой дороги

В последние годы вокруг денег на ремонт воронежских дорог регулярно вспыхивали публичные скандалы. Правда, никаких последствий от них не было; Васьки слушали да ели.

В 2007-м скандалы были особенно громкими. Весной, когда сошел снег, дороги оказались непригодными, хотя подрядчики, освоив казенные средства, торжественно дали на них три года гарантии. Однако вместо расследования хищений в особо крупном размере виновным просто предложили сделать новый ремонт - за свой счет. Странно это: вор, вообще-то, должен сидеть в тюрьме, а не переделывать свою «работу».

Тогдашний главный федеральный инспектор Павел Кораблев потребовал от мэрии проверять качество ремонта и карать халтурщиков.

Летом «Единая Россия» начала крупную пиар-кампанию про то, как она добилась для дорог Воронежа 668 млн.рублей из госбюджета. И сам губернатор Кулаков назвал ремонт дорог уже не экономической, а политической задачей (ну прямо как сейчас в Кремле повысили борьбу с коррупцией до ранга государственной цели). Губернатор даже обратился к населению с просьбой сообщать о ремонтных безобразиях по «телефону доверия». «Мы обязаны обеспечить эффективное использование народных денег, - обреченно повторял губернатор. – Расходование «дорожных» денег я контролирую лично!»

Осенью на всех автобусах и троллейбусах Воронежа появились красочные буклеты и плакаты с лозунгом «Спасибо, «Единая Россия», за новые дороги!» и логотипом ассоциации «Галерея Чижова». Уже после их появления городская Дума объявила, что обладминистрация, так заботившаяся, чтоб городские чиновники не разворовали деньги на дороги, организовала ремонт еще круче: работы отдала без конкурса фирмам, «аффилированным» с областными начальниками; сметы завысили в разы, и дороги просто заляпали асфальтом, причем даже на центральных улицах – по дождю и снегу. Брак, по заверению губернатора, был небольшим - около 2%. По независимым оценкам – до 90%. Подписывать акты приемки работ городские приемщики работ отказались.

Улицу Олеко Дундича, например, в октябре заляпали асфальтом, а в ноябре на ней уже появились новые ямы. И вместо того, чтобы всех «заинтересованных лиц» отправить в места не столь отдаленные, причем с конфискацией, дело тихо ушло коту под хвост.

Знакомый бизнесмен побывал в Италии и Китае - и стал экстремистом. Как и многие, он убежден, что в России две беды, и первая упорно чинит вторую - причем так, чтоб сам процесс никогда не прекращался. А в Италии он видел, как кладут дорогу через маленькую деревушку. Эта дорога - навсегда. Она не нуждается в ремонте, разве что косметическом.

Для контраста он повез меня на улицу Молодогвардейцев. Движения там почти не было, и мы пошли по дороге. Знакомый показывал: вот дефект, .и вот. А здесь уже яма начинается. А ты представь, что будет здесь весной!.. Я это испытал на собственных подвесках.

А неподалеку ремонтники «с большой дороги» клали асфальт прямо на снег. Мой друг назвал их «оранжевыми убийцами». И комиссия по безопасности дорожного движения при губернаторе тогда же констатировала: число ДТП из-за плохих дорог растет быстрыми темпами.

В ГИБДД главными причинами катастрофической ситуации с ДТП назвали плохие дороги и пьяных водителей. Не помогло даже сотрудничество с епархией: водителям, получившим новые права, вместе с благословением дарили иконы; кроме того, в Воронеже разработали Православные правила дорожного движения, а в ряде автошкол будущим водителям раздают на уроках молитвословы.

В феврале 2008 года создали комиссию из авторитетных ученых, юристов, строителей, представителей общественных и ветеранских организаций, руководителей СМИ. Задумка логичная: провести публичную проверку качества асфальта. На улицу Революции 1905 года приехала мобильная дорожная лаборатория, в асфальте пробурили отверстие и вынули оттуда цилиндр длиной 15-20 сантиметров.

В том же году на строительство, ремонт и содержание дорог области направили 2 млрд. рублей. И что? ГИБДД по Воронежской области сообщило: состояние дорог в регионе не соответствует нормативам безопасности – около 80% дорожного покрытия требуют ремонта. В связи с этим Прокуратурой области внесено представление губернатору об устранении нарушений закона и привлечении виновных к ответственности.

В конце мая 2009 года стало известно, что уголовное дело по факту нарушений в 2007 году при освоении денег из федерального бюджета на ремонт дорог в Воронеже приостановлено.

И тут же вспыхнул новый скандал: асфальт на Московском проспекте укладывали, «как всегда». Дорожники утверждали, что ремонт идет по новым технологиям, с использованием так называемой георешётки, на которую кладут слой асфальта. Так вот, рабочие решетку уложили, а асфальт на нее – нет, и уехали, а машины уже за час привели всю эту «высокую технологию» в полную непригодность. На следующий день все это покрыли саваном асфальта.

В октябре 2009 года Управление автомобильных дорог Воронежской области самокритично признало, что только 45% наших дорог соответствуют нормативам прочности. Что в областном дорожном хозяйстве сложилась крайне тяжелая ситуация. В 2009 году исключены из финансирования областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на период 2007-2012 годы» 100 млн.рублей - при минимальной потребности 800 млн.рублей ежегодно. В связи с этим управление пригрозило проблемами с нанесением дорожной разметки, заменой и установкой барьеров на опасных участках, обустройством автобусных остановок, ремонтом, связанным с безопасностью дорожного движения. Управление уже запретило или ограничило движение большегрузного транспорта на ряде дорог опорной сети. Деньги давай, понятно?!

Вопрос принципиальный: есть ли будущее у воронежских дорог? Дело-то на самом деле жизненно важное для миллионов людей.

Ремонт дорог – одна из самых выгодных для коррупционеров сфер и убыточных для общества. Квалифицированные экономисты смогли бы, наверное, подсчитать колоссальные потери, которые несут город и все воронежцы: тысячи людей ежедневно застревают в пробках, сжигаются тонны бензина, срываются важные дела, ломаются и разбиваются автомобили, и гибнут люди в ДТП. А кто-то, наверное, выглядывает из окна своего кабинета и, ухмыляясь, подсчитывает свои барыши…

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 65 (25496), 06.05.10г.


Возврат к списку