Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Отполыхал закат,После войны сменилось три поколения. И крайне важно, чтобы не была потеряна связь времен
Утро - весны восход.
Мимо садов и хат
Шел 45-й год.
Памятной той весной
Из двадцати ребят –
Трое пришли домой.
В этой связи весьма примечательной представляется инициатива руководства Управления ФСБ России по Воронежской области о проведении встреч и экскурсий со школьниками в музее ФСБ. Провести детей по управлению, рассказать им о сотрудниках государственной безопасности, участниках войны, о их вкладе в дело Победы. Ведь их деятельность десятилетиями была закрыта завесой тайны.
Первая встреча состоялась 5 мая, накануне празднования 65-летия Великой Победы. В управление пришел 8-й класс школы №58 во главе с Еленой Удовиченко. У здания управления их встречает офицер группы общественных связей Татьяна Калинина. Соблюдены правила пропускного режима, и группа поднимается в музей.
Экскурсию по музею управления поручено провести почетному члену клуба ветеранов госбезопасности, профессору Виктору Шамаеву. К школьникам он обратился с такими словами: «Здравствуйте, коллеги! Не удивляйтесь, что так обращаюсь. Ведь выпускники вашей школы служили и служат в органах госбезопасности. Может, у кого-то из вас профессия также будет связана с безопасностью страны».
Переходя от стенда к стенду, вглядываясь в фотографии и внимательно рассматривая как наградное, так и трофейное оружие, ребята соприкасаются с Подвигом во имя жизни. Здесь они узнают, что в годы Великой Отечественной войны против СССР действовало свыше 130 разведывательных, диверсионных, контрразведывательных команд и групп абвера и СД. Более 60 школ вели подготовку агентурных кадров.
23 июня 1941 года Воронежская область была объявлена на военном положении. Создаются противодесантные оперативные группы.
Директива от 1 июля 1941 года потребовала от Управления НКГБ СССР по Воронежской области: вести решительную борьбу с дезертирами и парашютными десантами; не реже двух раз в сутки информировать Центр о положении дел на местах; обеспечивать охрану шифров и эвакуацию архивных материалов; создавать оперативные группы и резидентуры для организации разведывательной u1080 и диверсионной работы. При этом агентура органов НКГБ нацеливалась на проникновение в расположение немецких войск. Большое внимание уделялось борьбе с вражеской агентурой, которая с помощью сигналов наводила немецкие самолеты на крупные городские оборонительные объекты.
За период с августа 1941 года по июль 1942 года на город Воронеж сброшено 36432 фугасные авиабомбы и 42034 зажигательные.
Сотрудники Управления НКВД и чекистские воинские подразделения обеспечивали безопасность практически каждого мероприятия.
Так было и во время проведения военного парада в честь 24-й годовщины Октябрьской революции.
7 ноября военные парады состоялись лишь в трех городах страны: в Москве, Куйбышеве (Самаре) и Воронеже. Во время парада сводным оркестром по рекомендации ГКО дирижировал известный музыкант К.И.Массалитинов. Как и с военного парада на Красной площади в Москве, так и с военного парада на площади 20-летия Октября (ныне площадь Ленина) в Воронеже его участники уходили прямо на фронт и вступали в бой.
…19 июня 1942 года был сбит фашистский самолет связи. Среди документов начальника оперативного отдела 23-й танковой дивизии майора Рейхеля были документы по операции «Блау». Но Ставка Верховного Главнокомандования посчитала их очередной провокацией. Воронеж, по воспоминаниям Ф.И.Голикова, «почти круглосуточно подвергался ударам авиации» и продолжал оставаться беззащитным.
На воронежскую землю пришла война… Сюда, в конце мая, прибыл штаб 232-й стрелковой дивизии подполковника И.И.Улитина. Дивизия заняла оборонительный рубеж протяженностью по фронту в 72 км.
Напомним, что, по Полевому уставу 1942 года, дивизия могла оборонять заранее подготовленный рубеж до 14 км.
В боях за Воронеж вместе с 232-й стрелковой дивизией сибиряков сражались: 41-й пограничный отряд, полки НКВД - 125-й по охране железнодорожных сооружений (один батальон), 233-й конвойный (два батальона) и 287-й оперативных войск (два батальона), учебный центр командного состава Юго-Западного фронта (три батальона), два эскадрона учебного запасного кавалерийского полка.
Кроме того, в городе дислоцировались части зенитной артиллерии Воронежско-Борисоглебского района ПВО. Они первыми приняли удары гитлеровских войск, прорвавшихся к Воронежу, вели оборонительные бои в центральной части города. Неприступным рубежом для противника стала линия обороны у Отрожских мостов, которую занимали бойцы 125-го полка НКВД.
Разведвзвод лейтенанта Алексея Арефьева из 233-го конвойного полка в районе Чернавского моста закрепился в трехэтажном доме, до последнего патрона отбивал множественные атаки гитлеровцев. Все бойцы взвода, перейдя в штыковую атаку, геройски погибли.
Сводный полк НКВД под командованием подполковника А.М.Дюльдина вместе с другими частями вел упорные бои в районе СХИ и Березовой рощи, в результате чего эти районы были полностью очищены от врага.
С воронежской земли началась уникальная по своему замыслу и техническому решению операция нашего Генерального штаба под кодовым названием «Западня», реализация которой была поручена чекистам. Так, 14 ноября 1941 года, в оккупированном Харькове в воздух взлетело несколько зданий, которые до этого тщательно проверялись саперами с целью выявления возможно заложенных фугасов, после чего тщательно охранялись. Эти взрывы надолго озадачили германское командование и спецслужбы, поставив перед ними проблему со многими неизвестными.
Автором и главным исполнителем этой операции был чекист полковник Илья Григорьевич Старинов. Уникальность операции заключалась в том, что впервые использовались радиоуправляемые мины оригинальной конструкции по сигналу, переданному за несколько сот километров.
24 июля 1942 года создана и оборудована Сомовская разведшкола (функционировала до марта 1943 года). Начальником школы и преподавателем по агентурной работе назначили Д.Матвеева. Обучением курсантов занимались сотрудники УНКВД В.С.Соболев, А.М.Якубович,М.М.Назарьев, С.А.Погорельцев,Русанов и другие. Читались лекции по агентурным вопросам. Особое внимание уделялось вопросам сбора и выведывания информации о противнике, конспирации, легендирования, ориентированию на местности. Готовили подрывников-диверсантов.
Каждое успешное возвращение разведчика из-за линии фронта считали праздником. С какой любовью относились к юным помощникам - Константину Феоктистову, Валентину Выприцкому и другим их сверстникам! Они по нескольку раз проникали в оккупированный Воронеж, добывали уникальные сведения о противнике.
В конце июля 1942 года они вели разведку в оккупированной части Воронежа. Узнав о том, что немцы готовят очередную отправку населения из города на Запад, поспешили доложить командованию. Но при переходе линии фронта Валентин был убит. В последний, пятый, раз Косте «повезло». Его схватили эсэсовцы и, поставив на край ямы, выстрелили в лицо. Разведчик, раненный в шею, упал в яму. Ему удалось добраться к своим поздно ночью, переплыв реку на другом конце города.
15 сентября 1942 года был отдан приказ сформировать из истребительных батальонов Воронежа особый отряд и ввести его в действие. Отряду была поставлена специальная задача по обеспечению наступательных операций частей 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии. В состав Особого отряда вошли 92 бойца и командиры Воронежского истребительного батальона и 20 человек разведывательно-диверсионной группы «Граница».
Задача заключалась в том, чтобы мелкими группами просочиться через линию фронта, занять огневые позиции в расположении средней полосы обороны противника и с началом общего наступления уничтожить особо важные цели - прислугу минометов, артиллерии, снайперов и наблюдателей противника.
На рассвете 17 сентября 1942 года отряд форсировал реку Воронеж и направился для выполнения спецзадания в Воронеж. Но в этот момент поступил приказ командира дивизии генерал-майора Гришина, который изменил задачу особому истребительному отряду: он должен был вместе с ударным батальоном взводами, сформированными группами, наступать в авангарде 84-го стрелкового полка, увлекая за собой бойцов. Командир особого отряда капитан П.Ф.Грачев и комиссар отряда, секретарь РК ВКП (б) Д.М.Куцыгин приняли приказ к исполнению.
Именно на воронежской земле 1 сентября 1943 года, в 4 часа утра, был задержан мальчик 12-13 лет, в сумке которого было три куска каменного угля граммов по 500 каждый. Как показала экспертиза – это была взрывчатка. Из его рассказа выяснилась еще одна страница из деятельности фашистской разведки.
Немецкое командование собрало юношей в возрасте 14-16 лет и направило их в лагерь. После соответствующей обработки, шантажа и запугиваний их в течение месяца обучали на специальных курсах германской разведки. Им ставилась задача после приземления выйти в район железнодорожных станций, разыскать склады снабжения паровозов топливом и подбросить в штабеля с углем куски взрывчатки ,по цвету и форме похожие на каменный уголь.
…Разумеется, разговор в музее не ограничится рамками Великой Отечественной войны. Ребят интересовало оружие, изъятое у террористов, и участие офицеров управления в контртеррористических операциях. А в заключение – сувениры и фотографии на память.
Автор: Светлана Алятина, начальник цикла информационного обеспечения Учебного военного центра при ВГУ.
Источник: «Воронежская неделя», №20 (1956), 19.05.10г.