Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Авторская композиция «Пусть боль свою в силу она переплавит…» была посвящёна мужеству и героизму советских женщин в трудовом тылу.
Людмила Митрофановна пересказывала воспоминания участников войны, цитировала выдержки из писем, наизусть зачитывала отрывки из стихотворений о войне. Прозвучали строчки из произведений более 40 поэтов, в том числе воронежских – Светланы Ганжа, Зинаиды Терских, Ольги Тихомировой, Людмилы Чеботаревой, Александра Кузнецова, Виталия Иванова. Музыкальное сопровождение к программе было подготовлено Натальей Истоминой, главным библиотекарем библиотеки искусств имени А.С.Пушкина, надежным помощником чтеца. Прозвучали записи песен фронтовых лет в исполнении Валентины Толкуновой, Людмилы Зыкиной, Иосифа Кобзона.
В числе гостей библиотеки были представители поколения «детей войны». Все они – Галина Короленко, потомок известного русского писателя, Ольга Тихомирова, воронежский поэт, и другие, прошедшие через испытания войны, – внимательно слушали пронзительно-исповедальный рассказ чтеца, сопереживали и аплодировали его мастерскому исполнению.
Людмила Митрофановна родилась в роковом 1941-м. Отца призвали на фронт, и мама всеми силами пыталась защитить детей. На плачущее грудное дитя немец наставлял автомат, и, чтобы спасти жизнь дочери, мать прятала новорожденную в русской печи. Отец погиб под Сталинградом. На хрупкие мамины плечи легли тяжелые заботы.
Тыл решал трудные задачи военного времени. Необходимо было снабжать армию продовольствием, теплой одеждой, оружием, помогать беженцам, поддерживать стариков, защищать будущее страны - детей. Сотни тысяч женщин в опасное для страны время пришли в народное хозяйство. Они осваивали мужские профессии, вставали за станки, к прокатным станам, к доменным печам, прокладывали железные дороги, от зари до зари работали на полях и фермах.
Например, участница войны, врач Лидия Свиридова в числе других студенток Горьковского университета строила оборонительные рубежи: «В сорокаградусный мороз хрупкие девчонки рыли противотанковые рвы, беспрекословно следуя закону жизни всей страны: «Все - для фронта, все - для Победы!».
Людмила Митрофановна вела рассказ и о кропотливой работе швей в мастерских, поставляющих на фронт обмундирование, о неустанном дежурстве медсестёр.
- Тыл был тем же фронтом, бойцами и командирами которого были советские женщины, - подчеркивала Людмила Чеботарева.
Она с горечью напомнила зрителям о блокадном Ленинграде – и звучали стихи ленинградцев, летописцев военного времени Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер, Павла Шубина, Александра Гитовича, Татьяны Щепкиной-Куперник. Автор отметила неоценимую роль работников искусства, среди которых было немало женщин. Они боролись за человеческие души, чтобы те не были убиты злом войны.
Радио было особым «Олимпом муз». По нему не только передавали военные сводки и предупреждали о бомбежках. Люди слушали театральные постановки, классическую музыку, песни, романсы, стихи. Исполнительницы романсов и народных песен - Мария Максакова, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова - выступали на призывных пунктах, в госпиталях, на фронтах.
Деятель культуры Галина Рогинская вместе со своим мужем, композитором Константином Массалитиновым, и певицей Марией Мордасовой в военное лихолетье, в декабре 1942 года, создала в Анне Воронежский хор.
Людмила Чеботарева не оставила в стороне и тему долгожданных писем-«треугольников», эту особую летопись боя и хронику судеб. Письма фронтовых лет «зачитывали до дыр», заучивали наизусть, хранили как самое дорогое. Письма из дому были частичкой добра для фронтовиков. Любящие женщины незримо охраняли своих мужей, спасая их своим ожиданием.
- Женщина – это милосердие и созидание, а война – разрушение. Нельзя допустить, чтобы женщины снова пережили это страшное время потерь. Их предназначение – нести в мир гармонию и доброту.
«Я пришла сюда, чтобы убить войну!» – гласила надпись Женщины-воина на стене поверженного рейхстага.
Автор: Елена Козлова.
Источник: «Воронежская неделя», №20 (1956), 19.05.10г.