Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
В книге «Летописцы из «Коммуны» корреспонденту губернской газеты Льву Марковичу Василевскому уделено всего лишь пять с половиной строк. Сказано, что он пришёл в редакцию на место Бориса Бобылева (это происходило в 1918 году), что по профессии он врач, а писал о событиях культурной жизни Воронежа, заметки о книгах, о новых журнальных публикациях и печатал свои стихи.
Вот и всё.
Больше я никакой информацией не располагал.
Прошло три года, поиск продолжался, и вот теперь из самых разных источников начала складываться спрятанная доселе в архивах и в подшивках старых газет и журналов – и не только воронежских - биография некогда известного журналиста, поэта, писателя, драматурга, литературного критика и переводчика Льва Василевского.
Он родился в 1874 году, в Полтаве, в семье ремесленников. Писать стихи начал в семнадцать лет. Их одобрил и поддержал начинающего автора В.Г.Короленко. Собственно, и политические взгляды молодого поэта оказались очень близки взглядам самого Короленко: он так же, как и мэтр русской литературы, был революционным демократом по убеждениям.
Удивительная деталь: стихи Льва Василевского попали и в руки нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина (на ту пору он жил в Полтаве, это 90-е годы девятнадцатого века). Он даёт «добро» на публикацию. Более того, самолично берётся «довести их до ума», редактирует и, как бы сказали сейчас, продвигает к публикации.
Дочь писателя, доктор медицинских наук (пошла по первой отцовской профессии) Наталья Львовна, разбирая семейный архив, обнаружила рукописный журнал Льва Марковича Василевского «В часы досуга», относящийся к 1891-897 годам, письма, книги с дарственными надписями известных писателей. Среди них оказалась и бунинская повесть «Деревня», вышедшая в «Московском книгоиздательстве» в 1910 году. На ней Иван Алексеевич Бунин собственноручно сделал надпись: «Льву Марковичу Василевскому в знак прекрасного расположения и уважения. Ив.Бунин».
…Сначала брат Ивана Алексеевича Бунина, Юлий, приехал на место работы и жительства в Полтаву, а потом и сам писатель. Здесь он прожил с 1891 по 1897 годы, где, как разыскали тамошние краеведы, снимал комнату в доме Волошиных. Довольно быстро он сходится здесь с местной творческой молодёжью, среди которых оказался и Лев Василевский. Молодые полтавские поэты знали Бунина-литератора, относились к нему с глубоким уважением, считались с его мнением.
В ту пору Бунин как раз и знакомится со стихами Василевского, читает их внимательно, синим карандашом делает пометки на полях отдельных стихотворений. Первая такая пометка появилась в тексте стихотворения «Аккорды полились, гармонии полны», которое было написано в 1892 году, последняя – в стихотворении «Как страстно я любил», относящемся к 1895 году.
Именно под влиянием Бунина у Василевского проявляется интерес к украинской тематике. Он переводит стихи Б.Гринченко, М.Старицкого. А когда в мае 1892 года в Полтаве выступала известная в то время актриса М.К. Заньковецкая, молодой поэт откликается посвященным ей стихотворением. Видел её на сцене и Бунин, о чем он впоследствии вспоминал в «Жизни Арсеньева».
В Орле, в литературном музее имени И.С.Тургенева хранится одно из писем Василевского, адресованное Бунину. Лев Маркович, посылая в 1908 году Бунину свои стихи для сборника «Земля», так охарактеризовал влияние маститого писателя на свою поэтическую судьбу:
«Когда-то, в Полтаве, вы были моим литературным крёстным отцом, впервые послав в печать несколько моих стихотворений. С этого времени мне случалось встречаться с вами очень редко, случайно и мельком, но особое, непередаваемое словами отношение к вам как к крёстному отцу сохранилось у меня доныне. И оттого моя любовь к вашим стихотворениям овеяна каким-то особым ароматом юности и благодарностью к воспоминаниям».
А годом позже у Бунина увидел свет второй том его «Стихотворений». Василевский в «Речи» откликается на это событие в литературной жизни России рецензией: «Радостно встретить среди этой кучи макулатуры книгу длительного значения, сборник устойчивой красоты».
Однако вернёмся во времена первой русской революции, активным участником которой стал Лев Василевский. Именно в те дни появляются в печати первые его революционные стихи. Их печатают санкт-петербургский большевистский журнал «Наша мысль» и московский партийный журнал «Истина». Имя Василевского становится известным в демократических кругах. Более того, его стихи читают публично, на так называемых утренниках, а некоторые были положены на музыку.
К годовщине Русско-японской войны Василевский пишет стихотворение «Красный смех» и посвящает его писателю Леониду Андрееву. Цензура тут же запрещает его к печати. Но, вопреки запретам, «Красный смех» звучал со многих сцен и трибун.
Вот характерный пример его поэтического творчества – стихотворение «Предельное и беспредельное», относящееся к 1906 году.
Предельна досягаемостьЧерез год в социал-демократическом издательстве «Голос» появляется сборник революционной поэзии «В грозу». Чуть позже - ещё один :«Набат», который был конфискован полицией, а его составителя, Василевского, арестовывают и отдают под суд.
Властительной картечи,
Безмерна изменяемость
Правительственной речи.
Предельна убедительность
Посула и обмана,
Но без границ вместительность
Сановного кармана.
Предельно обаяние
Штыка и пулемёта,
Бездонно одичание
«Слуги и патриота».
Предельны дарование
И ум министров рати,
Бескрайни наказания
За смелый тон печати.
Предела нет глумлению,
Поругана свобода,
И нет конца терпению
У русского народа!
Автор: Виктор Силин.
Источник: «Коммуна», № 72 (25503), 20.05.10г.