Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
- Все школы скоро станут платными! Причем на законном основании! Будет только три предмета бесплатных, а за остальные надо будет выкладывать деньги! Депутаты приняли, Медведев подписал! – заявила при встрече знакомая – мама двоих пацанов-школьников.
- Не переживай, как были школы бесплатными, так и останутся, - ответила я. – Конституцию ещё никто не отменял.
Переживания по поводу принятия Госдумой законопроекта со скучным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» начались ещё в апреле. Мыслиодна страшней другой просачивались в Интернет, будоража умы пессимистично настроенных сограждан.
«Ну как такое возможно? – вопрошали в свою очередь оптимисты. – Ведь есть Конституция страны, Закон «О всеобщем среднем образовании», которые ещё никто не отменял. В Конституции, в 43-й статье, – чёрным по белому: «Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».
Но здесь ничего не говорится об объёме этого образования, указывали пессимисты. Выходит, что можно совершенно спокойно свести бесплатное образование до минимума церковно-приходской школы. Никаких изменений ни в законе, ни в Конституции не потребуется.
Вспомнив, чему учили в университете – всегда обращаться к первоисточнику, – заглянула в текст законопроекта и попыталась самостоятельно разобраться в нём.
Действительно, все государственные и муниципальные учреждения будут поделены на три типа: казенные, автономные и бюджетные.
К первым отнесут военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, противопожарную, Миграционную и Таможенную службы, Федеральную службу безопасности. Все доходы, полученные ими от платных услуг и прочих видов деятельности, приносящих прибыль, они будут перечислять в бюджет. Здесь всё ясно, идём дальше.
Остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Реорганизации тут не потребуется, надо будет лишь внести некоторые изменения в учредительные документы. Автономным не придётся отчитываться перед государством за заработанные деньги, они вправе тратить их по своему усмотрению, а также распоряжаться всем своим имуществом. Чего же лучше? Хватит валить всё в один котёл, то бишь, в казначейство, и ждать, пока тебе перечислят крохи. Сколько заработал – столько и потратил. Развивайся, если денег хватает.
Но следующая фраза насторожила: государство снимает с себя всю ответственность за результаты хозяйственной деятельности автономных и новых бюджетных учреждений. По всей видимости, это означает, что если какой-нибудь вуз, школа или детский сад увязнет в долгах, то кредиторы смогут при1ти и вывезти всё имущество, вплоть до стола и телефона директора. После чего образовательное учреждение просто-напросто должно закрыться. А детей куда девать, педагогов?..
Читаю дальше. Новые бюджетные учреждения – больницы, школы, музеи, театры - будут финансироваться по госзаданию в форме субсидии, а заключать крупные сделки - только с согласия учредителя. Они не смогут распоряжаться «недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества». Тем не менее, они смогут оказывать услуги за плату только сверх установленного госзаказом норматива.
Бесплатный лимит будет утверждён только в ноябре, за месяц до начала реформы.
Позвольте, но мы и так уже платим практически за всё, скажет возмущенный читатель. А образование должно быть бесплатным, причём не только среднее, но и высшее. Как на Западе, на который так любят равняться наши депутаты. В Германии, например, к 2020 году 90 процентов высшего образования станет бесплатным. Японцы уже сейчас ни копейки не платят за обучение в вузе. Мы же к 2020 году те же 90 процентов высшего образования переведём на платную основу.
Хотя что нам на них равняться? Они кризис наращиванием производства побеждают. А мы – разговорами о борьбе с коррупцией и всё возрастающем количеством долларовых миллиардеров. Мы уже отстаём от передовых стран мира по доле расходов на образование в валовом внутреннем продукте. Средний процент колеблется около семи-восьми. У нас – четыре с половиной. В США - 11, в Японии – 14, в Финляндии – 16,5, в Южной Корее и на Тайване – более 20. Чувствуете разницу?
Ну скажите, какие могут быть нормы в школе? Два часа математики в неделю – бесплатно, остальное - за деньги? Так что ли? Или русский язык, математика и чтение войдут в норматив, а другие предметы окажутся сверх него? Не придётся ли теперь учителям ещё больше сжать изучаемый на уроках материал, свести его до такого минимума, что понять его среднему ученику будет просто невозможно? Вот тогда ему понадобятся дополнительные, читай – сверх норматива, а значит ,платные занятия. Чем чаще он будет туда ходить – тем больше его родителям придётся отстегнуть.
- Хочет того школа или нет, а зарабатывать надо, - считает председатель Воронежского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Ольга Картавцева. - Но все ли смогут это сделать? Престижные гимназии и лицеи – да. Сельские школы и школы городских окраин – нет. Слишком разные кошельки у родителей. Одни могут оплатить дополнительные занятия, всевозможные факультативы и прочее для своих чад. Другим это не по карману. Отпустив сильных в автономное плавание, мы их сделаем еще сильней. Но – за счет слабых.
Гимназии и лицеи смогут и дальше развиваться, закупая высокотехнологичное учебное оборудование, создавая отличные условия для занятий спортом и творчеством. «Простые» школы, коих большинство, будут плестись в их хвосте. Потому как денег на все эти «излишества» не будет. Уже сейчас в Воронеже около 30 процентов школ находятся на гране риска, те, в которых учеников – не более четырёхсот. Про сёла и говорить не приходится.
Действительно, кто из здравомыслящих родителей, кому не безразлична судьба его отпрыска, согласится отдать его в школу, где нет мультимедийных досок, широкополосного Интернета и прочего, по их мнению, необходимого для получения качественного образования? Отсюда – недобор учеников. И, вопреки расхожему мнению, его причины совсем не обязательно связаны с низкой квалификацией учителей или некомпетентностью руководства. Для того чтобы привлечь новых учеников, нужно отремонтировать помещения, привести в порядок школьные стадионы, но денег на это нет, поскольку в неотремонтированную школу учеников приходит мало. Получается замкнутый круг…
По мнению заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олега Смолина, сегодня никто точно не скажет, сколько бесплатных уроков останется в новой школе после того, как закон вступит в силу. Это зависит от нормативных актов, которые будут разработаны чиновниками в Центре и на местах.
Первоначально вступление закона в силу было намечено январь 2011 года. Потом сроки отодвинулись к июлю 2012 года. По официальной версии, это время необходимо, чтобы успеть откорректировать все законы, в которые вносятся изменения, и разработать необходимые нормативные акты.
Но, скорей всего, причина в другом. В 2012 году, в марте, страну ждут выборы Президента и парламента. А зачем властям перед выборами непопулярные решения? Тем не менее, закон принят. Некоторые депутаты устраивают словесные баталии о сути предстоящих реформ. Некоторые считают, что дальше всё пойдёт по накатанной, как и с набившей оскомину «монетизацией льгот».
Но если перед монетизацией государственные СМИ рассказывали денно и нощно о её «прелестях», то сейчас они же тему грядущей глобальной реформы бюджетной сферы стараются обойти молчанием.
Не молчат только родители и учителя. Сайты, блоги заполнены критическими высказываниями и предложениями. Интернет-ресурс «Завуч.инфо» объявил своим пользователям о необходимости провести Второе Всероссийское родительское собрание, чтобы обсудить проблемы в образовании. Российские педагоги, активисты сайта, видят причину сложившейся ситуации в тотальной бесконтрольности Министерства образования и науки РФ. По их мнению, чиновники этого ведомства позволяют себе принимать решения не считаясь с тем, что эти документы касаются почти всех граждан страны и влияют на будущее России как государства.
Родители питерских школьников разместили в Интернете текст Открытого письма Дмитрию Медведеву с призывом не подписывать новый закон. Они считают, что «общество лишено возможности обсудить этот закон. Не помогло. Затем в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Владивостоке прошли митинги против реформы бюджетных учреждений. Родители и педагоги настаивали на приостановке уже подписанного Президентом закона.
Депутат Госдумы Оксана Дмитриева также за всенародный референдум. В интервью ИА REGNUM она напомнила, что переход в автономные учреждения предполагал добровольность. По её мнению, никакой модернизации, инновационного прорыва после принятия данного законопроекта невозможно.
В свою очередь министры образования и науки, Минздравсоцразвития, культуры заверили президента, что их отрасли будут финансироваться не меньше, чем до сих пор, но, конечно, по-иному.
По официальным данным, в России 40 процентов населения живет за чертой бедности. Значит, «благодаря» реформе среднего образования как минимум 40 процентов детей не смогут реализовать свое конституционное право на получение образования. Их научат только читать и писать. Может, депутаты считают, что слабым и глупым обществом легче управлять? Но история показывает: в таком обществе количество экстремистов растёт как грибы после дождя.
До революции 1917 года в России уже была похожая система. Надо ли напоминать, чем всё это закончилось?
Автор: Тамара Гашимова.
Источник: «Коммуна», № 74 (25505), 22.05.10г.