Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Встреча с Виктором Януковичем была уже седьмая по счету за последние три месяца. Не случайно стремительное сближение Киева и Москвы вызвало повышенную нервозность на Западе. Раздаются даже возгласы о том, что Запад потерял Украину, то есть резко сократил свое влияние в этой части Европы. С российской стороны, напротив, звучат оптимистические заявления о том, что в двусторонних отношениях открывается новая глава.
Начинался российский визит удивительно красиво: телевизионная картинка о двух государственных флагах на фоне цветущих каштанов настраивала исключительно на оптимистический лад. Однако внезапно, как это нередко бывает в ситуации рано наступившего жаркого лета, началась сильнейшая гроза с градом, распугавшая даже солдат роты почетного караула. Во время возложения венков один из них неожиданно упал прямо на украинского Президента. Однако вскоре после этого визит вошел в нормальное русло.
«Надеюсь, что сильный ливень смыл все то негативное, что было в наших отношениях», – заметил Дмитрий Медведев, удачно обыгрывая разыгравшуюся непогоду как фактор оздоровления российско-украинских отношений.
И действительно, в ходе визита было подписано несколько двусторонних соглашений, включая договоренности о допуске российских инвесторов к участию в конкурсах по продаже таких объектов, как «Укртелеком», «Лугансктепловоз», Одесский припортовый завод, теплогенерирующие предприятия, о совместном использовании российской навигационной системы ГЛОНАСС.
Статус этих и других договоренностей, конечно, не дотягивает до подписанного в Харькове Соглашения о продлении аренды в Крыму Черноморского флота РФ, справедливо названного судьбоносным. Однако, с другой стороны, судьбоносные соглашения ежемесячно не подписываются.
Резко активизировавшееся российско-украинское партнерство лишний раз подтвердило значимость политического фактора в двусторонних отношениях на постсоветском пространстве. «Оранжевая» власть, запутавшаяся в собственных противоречиях и доведшая экономику страны до ручки, не хуже нынешней понимала, что экономическое, военно-техническое и иное партнерство с Россией выгодно обеим соседним странам, имеющим к тому же общую историю и близкую по своим основаниям культуру. Однако жесткие идеологические догмы, густо замешанные на доморощенном национализме, мешали ей трезво смотреть на вещи и принимать взвешенные, прагматичные решения.
Новая украинская власть, состоящая из производственников и бизнесменов с большим практическим опытом работы, склонна вести себя предельно прагматично. К тому же большого коридора возможностей для экспериментов у нее нет: экономика Украины действительно находится в плачевном состоянии. Вместе с тем это признается не всеми: прагматичные решения Виктора Януковича рассматриваются правой оппозицией, еще недавно находившейся у власти, как предательство национальных интересов и продажа суверенитета страны.
Примером прагматичной сделки может служить договоренность между российским «Газпромом» и «Нафтагазом» Украины об объединении, то есть, фактически о создании единого консорциума. Правые фракции в Верховной Раде немедленно заявили о том, что будут всячески торпедировать эти договоренности как противоречащие национальным интересам Украины.
Между тем создание такого консорциума фактически означает спасение украинской газотранспортной системы. Состояние ее сегодня таково, что требует немедленного обновления. При этом не суть важно, кто выделит для этого необходимые средства. При этом ни Россия, ни власти Киева сегодня не ведут речь о слиянии газотранспортных систем двух стран, что было бы, пожалуй, преждевременным и создало бы ненужный политический ажиотаж.
В настоящий же момент психологическая атмосфера в Киеве как никогда благожелательна и спокойна, а общий великий праздник – День Победы -впервые удалось встретить по-человечески, без почестей Степану Бандере и прочих экстравагантных выходок матерых националистов.
Но если российско-украинские отношения промыты дождем и согреты жарким майским солнцем, то отношения с Белоруссией теплыми не назовешь.
Одним из последних раздражающих факторов в российско-белорусских отношениях стала закупка Президентом Александром Лукашенко нефти в Венесуэле, которая – в пику России – танкерами доставляется в украинские порты, а оттуда по железной дороге поступает в Белоруссию.
Не прибавило популярности белорусскому Президенту и решение приютить беглого киргизского Президента Курманбека Бакиева, объявленного у себя в республике в международный розыск. Злые языки утверждают, что сочувствие Лукашенко к Бакиеву продиктовано опасениями за то, что и его собственная политическая судьба в перспективе может сложиться точно таким же образом. С другой стороны, аргументация Александра Лукашенко относительно того, что дестабилизация положения в любой из республик СНГ предполагает вмешательство Сил коллективной безопасности, а если этого не происходит, то целесообразность их существования ставится под вопрос, имеет под собой определенные основания.
Вместе с тем разногласия, а точнее сказать, противоречия между Россией и Белоруссией имеют, конечно, достаточно глубокие основания и без Бакиева.
Дело в том, что экономическая модель Белоруссии с сильным государственным контролем и высокой долей государственной собственности может существовать только за счет поставок энергоресурсов из России по льготным ценам, а также известных преференций в торговой сфере. За этот же счет существует и политическая система Белоруссии, по всем политологическим канонам считающаяся классическим авторитарным режимом – едва ли не последним в Европе. Отсюда фронда белорусского Президента в отношении правящей элиты России выглядит не совсем логично.
Вместе с тем существует еще один аспект двусторонних отношений – военно-технический, который в российских СМИ часто не принимается в расчет, когда идет выяснение того, кто кому и сколько должен. Речь идет о размещенных на территории соседнего государства, в местечках Барановичи и Вилейка, российских военных базах. Пока в Белоруссию поступали дешевая российская нефть и газ, аренда этих баз не представляла серьезной проблемы для российского военного бюджета. Но вот цена на российские энергоносители поднялась, причем на фоне экономических преференций соседней Украине.
Солидный куш, полученный Украиной за продление аренды в Крыму Черноморского флота РФ, создает в этом плане прецедент, которому намерены последовать и белорусские власти, поднимая цену за аренду российских военных баз. По мнению большинства экспертов, Александр Лукашенко исчерпал свободу маневра между Россией и Западом, вследствие чего его заявления и действия оказываются все более жесткими в отношении России.
Разумеется, экономический потенциал двух соседних государств, еще более близких, чем Россия и Украина, несоизмерим: Белоруссия не имеет таких запасов сырья и углеводородов, которыми Бог и природа наградили российские недра. Однако, с учетом всех факторов двусторонних отношений, и в этом случае крайне желателен, более того – необходим, компромисс между элитами двух стран, поскольку возможностей навредить друг другу, а заодно и народам обеих стран, у них предостаточно, а вот для того, чтобы сделать что-то доброе, часто не хватает ни желания, ни политической воли.
Вряд ли современники и потомки помянут их за это добрым словом. А ведь в партизанских отрядах плечом к плечу сражались и русские, и белорусы, и жертвы на алтарь Победы приносили общие, спасая друг друга. К слову сказать, Белоруссия не знала чудовищных явлений бандеровщины, национализм никогда не принимал здесь таких ярких форм, как это было в Украине. Так что новую главу взаимоотношений не мешало бы открыть и здесь, на белорусском направлении.
Автор: Александра Глухова, доктор политических наук, профессор ВГУ.
Источник: «Коммуна», № 76 (25507), 27.05.10г.