Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Идею его сооружения подсказали История и Время.
В военное лихолетье сёла и хутора лискинского правобережья Дона были превращены в прифронтовую зону, где немцы и мадьяры пулями и огнём пытались установить «новый порядок». Этому кровавому «порядку», принесенному к Дону на немецких штыках, сёла вдоль великой русской реки сопротивлялись как могли. И не осталось здесь ни одного из них, который за 196 дней оккупации фашисты не отметили бы чёрной метою пожарищ, виселиц, расстрельных ям. …
Надежду Сладченко, рождённую в Залужном за восемь месяцев до вторжения сюда немецких мотоциклистов-автоматчиков, изверги пометили номером как своего узника. И, годовалую, расстреливали её в лютое утро 14 января 43-го вместе с братиком и мамкою – за… помощь партизанам. На краю оврага нацелили пулемёты. От струи смертельного свинца спасли залпы наших гвардейских «катюш» из-за Дона, начавших с лискинских плацдармов – Сторожевского и Щученского – освободительную Острогожско-россошанскую операцию. Сиротливо глядящие в небо печные трубы сожжённых хат… Строения, разобранные извергами на блиндажи и оборонительные сооружения… Рвы и силосные ямы, забитые трупами расстрелянных мирных жителей и пленных красноармейцев… Такую картину изуверств увидели бойцы Красной Армии, освободившие лискинское Придонье.
Место для памятника выбрали на высоком холме правого берега Дона, возвышающемся у города железнодорожников возле автотрассы «Воронеж – Луганск».
Стилизованная из красного кирпича печная труба высотою более четырех метров. В её проёме – бронзовый колокол-набат. Ему, а не только степному ветру, вечно теперь рыдать над Доном по убиенным, сожжённым, замученным фашистскими палачами и угнанным в фашистское рабство. У подножия трубы – два скорбных осколка войны :гранитные глыбы с мемориальными досками на них. На одной выбиты слова-напоминания: «Войны геройству поём мы славу! Ведь каждый день и каждый час Они со смертью жили рядом, Чтоб оградить от смерти нас». На втором граните – скорбный перечень жертв гитлеровской оккупации: «196 дней оккупации – июль 1942 – январь 1943. Уничтожено более 5000 дворов. Расстреляно: 288 мирных жителей, 60 красноармейцев. Угнано в плен 213 человек».
Создавался памятник мирным жителям - жертвам войны - способом, к счастью, не забытым в Лисках с советских времён, - всем миром. Заместителю руководителя отдела по работе с поселениями Лискинской райадминистрации Юрию Волошину, в конце марта возглавившему строительство, удалось увлечь людей идеей и сплотить вокруг неё около двух десятков руководителей местных предприятий и организаций различных форм собственности. И не только местных.
- Начали кладку стелы-трубы, - рассказывает Юрий Геннадьевич. – Смотрю, останавливается у площадки автомобиль. Как оказалось, руководителя одной из россошанских строительных фирм ООО «Россошанское ДРСУ», выполняющих подрядные работы в нашем районе. Валерием Ярошевым представился. Поинтересовался, что здесь возводим. Рассказал, показал ему проект памятника. «Святое дело, - говорит, - делаете! Чем могу помочь?» И уже на следующий день привёз к будущему монументу бордюры и тротуарную плитку. А лом бронзы для колокола бескорыстно пожертвовали работники локомотивных депо Лиски – ремонтники и эксплуатационники. Из той бронзы и отлили нам колокол-набат на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова. И опять по-человечески – по себестоимости. А гранит для монумента бескорыстно пожертвовал один из руководителей грузового двора станции Лиски Виктор Иванкин. Энергетики местной Горсети оборудовали подсветку мемориала.
В канун 65-летия Великой Победы памятник жертвам оккупации на Никольской горе при огромном стечении горожан и жителей окрестных сёл торжественно открыли узница фашизма Надежда Петровна Сладченко и руководитель местного самоуправления Залуженской сельской Администрации Василий Пономарёв. За упавшим покрывалом три колокольных рыдания-крика рвутся из проёма печной трубы в вечернюю тишину над Доном. И не заглушает их даже трехкратное эхо ружейного залпа.
Что ж, историческая память – она ведь не парадный мундир, доставаемый из сундуков лишь к торжественным датам. В городе железнодорожников, к чести местной власти, эту память умеют бережно носит разные поколения. Ежедневно.
Автор: Николай Кардашов, г.Лиски.
Фото: автора.
Источник: «Коммуна», № 76 (25507), 27.05.10г.