Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Я не кинокритик и не киновед. Просто, в очередной раз поддавшись массированной рекламе, посмотрел «Утомлённые солнцем - 2» - «Предстояние» и хочу поделиться впечатлением, произведённым на меня этой картиной.
Фильм состоит как бы из отдельных новелл. События перескакивают из 1941 в 1943 год, происходит несостыковка с первой лентой. Например, Наде, дочери комдива Котова в «Утомлённых солнцем» шесть-семь лет. Через пять лет – ей не менее восемнадцати, так как она работает вожатой в пионерском лагере. Как дочь репрессированного могла попасть в пионервожатые – загадка.
Видимо, сказалась роль Мити, который помогает жене и дочке Котова. Этот тот самый Митя, который в первом фильме …покончил с собой. В новой киноленте он «воскрес» – в чине полковника НКВД. Думаю, что если бы Митю каким-то чудом и «воскресили», то, из-за очевидности причин самоубийства, он бы пошёл следом за арестованным им комдивом, то есть в места не столь отдалённые. А Котов, действительно, оказался в местах не столь отдалённых. Политических, как мы знаем, обычно отправляли на север и восток, а котовский лагерь почему-то затесался на западную границу.
Ещё один кажущийся мне нелогичным поворот сюжета. Лето сорок третьего, вот-вот или грянет битва на Курской дуге, или она уже в разгаре. А у Сталина, оказывается, нет других забот, как вдруг начать интересоваться судьбой сгинувшего семь лет назад комдива Котова. Этот интерес был понятен в 1941-го - начале 1942 года. Тогда многих вернули в действующую армию. Но чего вдруг в 1943-м?..
Описывать сюжетные нестыковки, технические ляпы, типа не тающего на усах искусственного снега или усыпанной в июне крупными плодами яблони, можно долго. Меня же заинтересовал более серьёзный вопрос: какими красками рисует маститый режиссёр «своих» и «чужих»?
Какую «правду о войне» нам показывает Никита Михалков, который в многочисленных интервью предстает перед нами патриотом, государственником и глубоко верующим человеком?
«Наши» в панике и смятении забывают о дисциплине и субординации. Начальство спасает собственные шкуры и имущество. Дыры на передовой затыкают необстрелянной «элитой, рост не менее 183 см», кремлёвскими курсантами, две с половиной сотни которых – все! – гибнут в первом же бою. Жалость к мальчишкам наводит на мысль о безжалостности руководства, чего, видимо, и добивается Никита Сергеевич Михалков.
Немцы же показаны так, что ещё немного – и можно им нимбы пририсовывать. Ну да, один жестковат, но осуждён товарищами. У лётчика – своеобразное чувство юмора, шалун. Но в целом-то они – добрые, весёлые ребята, мухи просто так не обидят. При случае «язык», едва не сбежавший от Котова, ещё и поделится опытом, как его лучше связывать, чтобы он вновь не удрал.
Их только трогать не надо - и всё будет хорошо. Не будет никаких концлагерей, гетто, массовых расстрелов и т.п. Немецкие солдаты с минимальными потерями промаршировали по Европе. Пришли с тем же настроем в СССР и встретили здесь, с первых шагов, отчаянное сопротивление. Гибнут товарищи, друзья, с которыми ещё вчера пили шнапс и обсуждали свои похождения с француженками… Кого из них убьют сегодня, завтра? Откуда возьмутся добродушные, улыбающиеся немцы?
Фильм вышел в канун 65-летия Победы. Это единственный политический праздник в стране, который признают все. Я представляю, с какими чувствами смотрят этот фильм про «добреньких и справедливых» фашистов ветераны. А молодёжь, которая мало интересуется нашей историей, вообще не поймёт, зачем было воевать с хорошими парнями за руководящих негодяев, особенно, если учесть, что понятие «Родина» у нас понемногу размывается.
Как ни крути, но получается, что Никита Сергеевич – банальный и двуличный конъюнктурщик, выставляющий Родину и земляков, за их же деньги, в неприглядном свете на потеху Западу.
Этот фильм, как говорят, стал самым дорогим в истории России. Я слышал такие цифры – от 37 до 51 млн.долларов. Но никак не могу понять, на что могла пойти такая прорва денег. Ведь 1,5 млрд. рублей – это два годовых бюджета города Борисоглебска с 76 тысячами населения! Куда пошли деньги? На знаменитый мост, возведённый англичанами из красного дерева и карельской берёзы? На гимнастёрки и телогрейки «от кутюр»? На спецэффекты? Ничего нового, потрясающего воображение, не разглядел…
Зная щепетильную честность Никиты Сергеевича, будем считать, что эти миллионы ушли на кинематографический размах.
Удивило то, что мало зрителей покидало зал. Все чего-то ждали. И дождались. Фильм заканчивается раздеванием медсестры среди припорошенных снегом развалин перед умирающим молоденьким танкистом. Но в последний момент она стыдливо прикрывает грудь. Несчастный толком так ничего и не увидел…
Автор: Борис Трофимовский, г.Воронеж.
Источник: «Коммуна», № 76 (25507), 27.05.10г.