Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Качество жизни. Торгуй бабка, торгуй дед...

01.06.2010

Чего-то не видится конца несанкционированной торговле на трассах Воронежской области

Летом расцветает не только природа, но и придорожная торговля. Для неё период отпусков, когда по федеральным трассам к тёплым морям мчатся тысячи машин, – словно «манна небесная».

Сегодня на трассе можно купить всё - мясо, сало, яйца, молоко, сгущёнку, колбасу, рыбу, раков, мёд, овощи и фрукты.

Что-то не видится конца несанкционированной торговле на трассах Воронежской области. Сегодня на трассе можно купить всё. Фото Михаила Вязового. «Коммуна», № 79 (25510), 01.06.10г.
Фото Михаила Вязового. .

Сотрудники Роспотребнадзора и ГУВД по Воронежской области в один голос твердят: то, что раньше считалась стихийно возникшими незаконными торговыми точками, превратилось в организованную сеть. У них даже налажена система оповещения. Стоит одному получить сигнал о готовящемся на трассе милицейском рейде, как эта новость молнией распространяется среди «своих». В результате товар с капотов и багажников авто быстро собирается, сами торгующие прячутся в машины, как улитки в раковины, а то и вовсе скрываются в лесополосе. Предъявить претензии - некому.

Понятное дело, каждый из сидящих у дороги точно знает, что торгует нелегально и без разрешительных документов. Но что с того?! Штраф за торговлю в неположенном месте – всего 300 -500 рублей. Согласитесь - немного. Сколько бы протоколов ни составляли, можно быть абсолютно уверенным: завтра торговец со своим лоточком, ведёрком, бутылками окажется на привычном месте.

У проблемы придорожной торговли много аспектов. Один из них - качество реализуемой продукции. Откуда картофель и томаты ещё можно определить – из прилегающего села. А вот откуда мясо, сгущёнка и рыба? Где и как они хранились?

Специалисты Роспотребнадзора отмечают: более 90 процентов товаров на дороге не проверяется никакими службами. Только в первом квартале 2010 года в Воронежской области на 23 процента увеличилось количество острых кишечных заболеваний. Однозначно связывать их рост с придорожной торговлей не следует, но и исключать эту связь не стоит. Ведь основная причина, почему люди, не задумываясь о грозящей опасности, продолжают покупать продукты и жевать шашлыки у дороги, – их дешевизна.

Дорожники тоже не жалуют торговцев. Лоточки с товарами порой стоят у самой кромки проезжей части, буквально в метре от мчащихся машин, что осложняет и без того напряженную обстановку на трассах. Зачастую опасности подвергаются и покупатели, которые для того, чтобы отовариться, резво перебегают дорогу в самых оживлённых местах.

Не первый год городские и областные власти пытаются бороться с незаконной торговлей. Однако реального рычага давления на придорожных бизнесменов пока не найдено. Власти в один голос твердят: никто не запрещает людям зарабатывать деньги, вот только делать это надо цивилизованно. Торговать в специально отведённых местах, иметь документы, свидетельствующие о качестве продукта, отчислять налоги в бюджет.

Пока их благие пожелания – что глас вопиющего в пустыне. Понятное дело, чаще всего на дорогу люди выходят не от хорошей жизни. Продают картошку со своего огорода те же бабушки и дедушки, для которых это хоть какая-то прибавка к пенсии.

Однако это никаким образом не избавляет от необходимости соблюдать порядок на федеральных трассах. Оценив масштаб проблемы, в декабре 2009 года Воронежская областная Дума обратилась в Госдуму с инициативой в 10 раз - до 2000-5000 рублей – увеличить штрафы за несанкционированную торговлю, а также разрешить сотрудникам Роспотребнадзора не только проверять торговцев, но и изымать продукцию.

Дорожники предлагают свои пути решения проблемы. Например, установить на всём протяжении трассы ограждения, загнать за них торгующих и этим упорядочить движение по магистрали. Вопрос, конечно, интересный… Однако ставить заграждения можно только с разрешения дорожных проектировщиков. А они эти меры защиты не предусматривают. Да и сколько потребуется ограждений!..

Намного реальнее - заняться предоставлением стационарных торговых мест, по типу мини-рынков у дороги. Но здесь есть своя загвоздка: на бюджетные деньги их строить никто не собирается, а найти инвесторов в районах - дело непростое. Будем откровенны - сами торговцы не спешат перебираться под крышу. Бизнесмены у дороги работают без регистрации, а стало быть, не платят налогов. Чистая прибыль - только для себя. Значит, пока всё остаётся как есть: торговцы – так же выходят на дороги, милиция и санитарные врачи – продолжают их ловить и штрафовать.

В Воронеже для борьбы с несанкционированной торговлей намерены возродить административные комиссии при городских управах. Под их компетенцию попадают 23 статьи Административного Кодекса Воронежской области. Теперь торгующих могут не только проверять, но и призывать к ответу. На уровне города такое распоряжение уже подписано, на уровне области – решения ждут от районных администраций.

Автор: Татьяна Петренко.

Источник: «Коммуна», № 79 (25510), 01.06.10г.


Возврат к списку