Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Творчество. Поэзия рисунка

05.06.2010

Технарь до мозга костей, а в душе – романтик

Моё всепоглощающее увлечение коллекционированием и такая же страсть к рисованию у Александра Пенкина давным-давно сроднили нас на одной теме, имя которой – Пушкиниана.

Это о нас воронежский поэт Виктор Панкратов как-то написал:

Страсть одна соединила
Благородные сердца:
Чудака-библиофила
И художника-творца.
Знакомство же наше состоялось во время учёбы в Воронежском политехническом институте, а потом продолжилось на полигонах, в лабораториях, цехах центрального конструкторского бюро «Полюс», где мы вместе проработали треть века.

Александр Пенкин был художником по призванию. Это увлечение шло у него по жизни рядом с не менее творческой профессией радиоконструктора. Когда он работал ведущим специалистом ВЦКБ «Полюс», то на листах ватмана карандашом создавал сложную радиоаппаратуру.

Вроде бы технарь до мозга костей – и вдруг такое страстное увлечение поэзией Александра Сергеевича Пушкина, его судьбой.

Откуда это?

Сам Пенкин все объяснял очень просто: «Строки великого русского поэта никого не могут оставить равнодушным. И я – один из них».

К тому же первоначально Александр Пенкин замыслил связать свою судьбу с живописью и поступил в один из самых престижных художественных вузов страны – Суриковский институт. Руководитель курса известный портретист Василий Ефанов не раз повторял первокурснику Пенкину: «У тебя, Саша, абсолютно природное чувство портрета, надо только работать и работать над собой. И тогда, поверь, из тебя выйдет хороший портретист, может быть, даже очень хороший!»

Но жизнь порой распоряжается по-своему.

Так, в судьбе Пенкина произошёл крутой поворот. Он ушёл из Суриковского института, окончил военное училище, служил офицером. Потом были наш «пголитех», Воронежский политехнический институт, и ВЦКБ «Полюс», где он и дошёл до должности заместителя главного конструктора по конструкторской части.

Но при этом в душе оставался романтиком и вольным художником.

Его серьёзное увлечение поэзией А.С.Пушкина началось в середине семидесятых. Помнится, он начал изучать иконографию великого поэта по его же автопортретам, по копии посмертной маски работы скульптора С.И.Гальберга, по фотографии праправнучки поэта И.Е.Гибшман, которая очень была похожа на своего знаменитого прапрадеда, и, конечно, по портретам художников В.Тропинина, О.Кипренского, В.Серова, Н.Ульянова, П.Кончаловского.

А двухтомник искусствоведа Е.Павловой, признанного знатока пушкинской иконографии «А.С.Пушкин в портретах», стал для Пенкина настольной книгой. К нему он обращался постоянно.

Так Александр Иванович создал свой образ Пушкина и бережно хранил его в своей феноменальной памяти.

Первой работой Пенкина, связанной с поэтом, явился его портрет для книжного знака. Позже многие пушкинские строки, любимые и знакомые всем нам с детства, художник тонко передал в акварелях. Во многих его работах мы видим А.С.Пушкина то вдохновенным и возвышенным, то грустным и чем-то удручённым, как в знаменитой книге о судьбе поэта Н.Раевского «Портреты заговорили». Художник никоим образом не лакировал, не идеализировал образ «солнца русской поэзии», он стремился передать всю палитру его человеческих и земных чувств.

Как-то по выставочным делам в Воронежский областной музей изобразительных искусств имени И.Н.Крамского приезжал народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств России и автор графического цикла «Наш Пушкин» А.Зыков. Тогда и состоялась встреча двух художников, увлечённых творчеством великого поэта. Помнится, Зыков очень внимательно рассматривал рисунки Пенкина, ещё и ещё раз возвращался к ним, а потом сказал: «Вы, Александр Иванович, мастер тонких и точных прозрений. По всему видно, что всё, о чём вы поведали на ватмане, глубоко вами прочувствовано…»

Точно помню, что он употребил слово «прозрений». Именно так, и не иначе, было сказано. Потому что стихи великого поэта привели, подтолкнули нашего современника к открытию тайников человеческой души.

Александр Пенкин был из поколения «детей войны». Он мечтал написать и проиллюстрировать книгу о военном детстве. И написал. Оставил семье рукопись под названием «Сквозь призрачную дымку времени». Есть в ней и такой эпизод:

«Перед показом кинофильма «Юность поэта» сельский киномеханик по фамилии Ушаков сказал коротко: «После картины вы не только узнаете, но и полюбите Пушкина, так как он здесь – ваш ровесник». Я очень близко принял к сердцу тогда экранные страдания, мечтания и метания самого Пушкина. Молодой исполнитель его роли – актёр Валентин Митковский – был столь привлекателен и убедителен, что заставлял верить в реальность происходящего. Радость открытия юного поэта была так велика, что я был просто влюблён в него. Мне всё хотелось говорить о нём, делиться впечатлениями; он всё время был во мне каким-то светлым и душевным огоньком. Так, благодаря фильму, Пушкин ворвался в мою жизнь».

Много, много делал Александр Иванович Пенкин и как член Воронежского литературного клуба «Встречи с Пушкиным»: оформлял и организовывал выставки, выступал с докладами и сообщениями, подарил клубу свои работы. Большой портрет А.С.Пушкина, выполненный Пенкиным, стал своеобразной визитной карточкой клуба. Вообще же, работы нашего земляка есть и в музее-усадьбе Астафьево, в музее-заповеднике Михайловское, в Воронежской библиотеке-музее имени П.Д.Пономарева.

Одиннадцать лет назад вышел в свет замечательный альбом «Легенды Воронежа». На его страницах нашлось место и для воспроизведения картин Александра Пенкина. Но это только крохотная часть его Пушкинианы.

Многое же хранится в семье художника.

И ждёт своего часа быть обнародованным.

Автор: Игорь Карпов, г.Воронеж.

Источник: «Коммуна», № 82 (25513), 05.06.10г.


Возврат к списку