Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Мы и природа. Лесные приоритеты

05.06.2010

С нынешнего года при губернаторе Воронежской области действует совет, курирующий вопросы лесных отношений

Совет - это постоянно действующий коллегиальный орган, созданный в целях соблюдения лесного законодательства России и эффективного межведомственного взаимодействия в сфере лесных отношений. В него входит тринадцать специалистов - руководители департаментов, управлений и инспекций, силовых структур. Возглавляет совет губернатор Алексей Гордеев.

Заседания проводятся не реже одного раза в полгода, и все решения носят рекомендательный характер. В компетенции совета – решение правовых, экономических и организационных вопросов, направленных на предотвращение незаконной заготовки и транспортировки, переработки, экспорта деловой древесины, а также предоставление и использование лесных участков из земель лесного фонда и перевода их в земли иных категорий. Кроме того, совет рассматривает предложения, поступающие по вопросам сохранения защитных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения.

Состоялось первое заседание, на котором обсуждены три вопроса: зонирование территории лесного фонда, перспективы развития особо охраняемых природных территорий, а также выделение рекреационных участков с возможным строительством и реконструкцией имеющихся на них спортсооружений.

Более подробно об этом корреспонденту «Коммуны» рассказал руководитель Управления лесного хозяйства Воронежской области - секретарь совета Николай Самойлов.

- Из возможных шестнадцати видов использования лесов области приоритетными являются заготовка древесины (74 процента), рекреация (16), научно-исследовательская и образовательная деятельность (8,4 процента). Такое распределение можно назвать рациональным, поскольку оно не только не запрещает, но, напротив, предполагает использование лесов и для других возможных видов применения.

Так, общественная рекреация возможна на 403,2 тысячи гектаров, ведение охотничьего хозяйства – на 383,6 тысячи гектаров. На 96 процентах территории возможна заготовка пищевых и недревесных лесных ресурсов. Однако наибольший общественный интерес представляют предпринимательское (платное) использование лесов и, конечно же, рекреация. Вопрос другой – государственный: Должна быть экономическая отдача, нельзя также забывать и о рядовых гражданах , которые заинтересованы в бесплатном использовании лесов.

На рассмотрение совета (по согласованию с органами местного самоуправления) поступило предложение ограничить предпринимательское рекреационное использование лесов до 10 процентов. Общий размер предпринимательской рекреации по Воронежской области составит 9,6 процента от приоритетного вида использования, или 1,6 процента от общей площади лесничеств.

Непростая ситуация складывается по использованию лесов для заготовки древесины. Лучшие по товарности древостои находятся в аренде. Оставшиеся площади используются, в соответствии со статьёй 19 Лесного Кодекса Российской Федерации, по договорам купли-продажи лесных насаждений с одновременным проведением мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов, право на проведение которых приобретается на аукционной основе.

Финансирование этих двух блоков различно. Арендатор за счет собственных средств проводит мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, а победитель аукциона получает средства на проведение лесохозяйственных мероприятий из федерального бюджета. В итоге экономическая целесообразность арендных отношений очевидна. Хорошей перспективой является совмещение использования лесов для заготовки древесины и осуществления ведения охотничьего хозяйства.


Татьяна Осипова высаживaет сеянцы сосны в Новочигольском лесничестве.

В целом заготовка древесины в Воронежской области ведется значительно ниже имеющихся возможностей. При приросте в 990 тысяч кубометров и расчетной норме лесопользования в 547,7 тысячи кубометров заготавливается всего около 300 тысяч кубометров. Такая ситуация приводит к накоплению перестойных, низкотоварных насаждений с невысокими защитными свойствами. Основной задачей в этой сфере является организация использования низкотоварной и дровяной древесины с восстановление ценных, высокопродуктивных, устойчивых насаждений.

Проблематичным видится использование лесов, отведённых и под сельское хозяйство. По материалам Государственного лесного реестра, она сегодня проводится на 19,2 тысячи гектаров. Как правило, это земли, расположенные в лесных посёлках, кордонах, сенокосы, пашни. Вопрос не праздный и не требующий скорейшего решения. Оно должно быть продуманным и хорошо взвешенным. Предлагается сохранить фонд сельскохозяйственного использования на площади 9,4 тысячи гектаров на срок действия Лесного плана, рассчитанного на 10 лет. А по мере поступающих заявок на эти гектары необходимо провести аукционы.

- А каково на сегодня состояние особо охраняемых природных территорий в лесном фонде Воронежской области?

- В настоящее время около пяти процентов территории Воронежской области отведено под различные охраняемые территории (ООПТ). Но, несмотря на то, что это ниже международных стандартов (8 процентов), основная их часть располагается в лесном фонде и занимает 24,4 процента общей площади лесов. Этого вполне достаточно для сохранения и изучения естественного хода природных процессов, генетического фонда растительного и животного мира.

В последнее время ставится вопрос о расширении площади ООПТ в лесном фонде, что мотивируется необходимостью уберечь лес от вырубки и антропогенного воздействия. Однако современная интенсивность заготовки древесины в лесах Воронежской области настолько низка, что не может вести к нарушению функций лесов (с одного гектара леса выбирается всего 0,9 кубометра древесины).

Что же касается сохранения и развития лесов, то в силу различных природных факторов естественное возобновление в дубравах области протекает неудовлетворительно и требует лесохозяйственного вмешательства, что невозможно в рамках заповедного режима.

А если говорить о такой важнейшей функции лесов области, как санитарно-гигиеническая и оздоровительная, то расширение площади ООПТ повлечет практически полное отсутствие доступных для общественной рекреации лесов для миллионного населения Воронежа и трех муниципальных районов численностью населения более 154 тысяч человек. Поэтому Управление лесного хозяйства и предлагает воздержаться от расширения особо охраняемых территорий и заняться работой по организации нормальной деятельности уже существующих ООПТ.

- А для чего создаются особо охраняемые природные территории?

– Для экологического равновесия в природных системах и создания благоприятного ресурсного баланса развития экономики Воронежской области, формирования здоровой природной среды. На мой взгляд, для сохранения биоразнообразия, растительного и животного мира необходимо разработать соответствующую генеральную или перспективную схему развития сети ООПТ, предусматривающую их соединение с помощью степных, озерных, речных коридоров. Нужен дифференцированный и индивидуальный подход к установлению особой охраны таких территорий. И разработка новой схемы паспорта памятника природы взамен устаревшей. В нее должны быть включены и сведения о разрешённых лесохозяйственных мероприятиях (содействие естественному возобновлению, санитарные рубки и прочее).

Не решён вопрос и о собственности на ООПТ областного значения, которые, в большинстве своем, располагаются на федеральных землях. Имеется ряд противоречий по нормам отдельных законодательных актов, что затрудняет решение организационных и финансовых вопросов.

- Что решил совет по поводу выделения рекреационных участков под строительство спортсооружений?

- Хочу заметить, что, в соответствии с Лесным Кодексом РФ, запрет на строительство капитальных сооружений на землях лесного фонда имеет исключения. Речь идёт о спортсооружениях. Перечень таких объектов включается в Лесной план области и согласовывается с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и утверждается губернатором.

В ныне действующем Лесном плане предусмотрено 42 объекта на общей площади 1569, 3 гектара. Плановый объем предполагается пересмотреть исходя из предложений местных органов власти в сторону уменьшения. При решении вопроса строительства необходимо учитывать инвестиционную составляющую, востребованность спортсооружений. Следовательно, необходимо коллегиальное участие органов управления, отвечающих за развитие спорта, туризма, привлечение инвестиций в экономику области.

Записал: Сергей Кройчик.

Источник: «Коммуна», № 82 (25513), 05.06.10г.


Возврат к списку