Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
«Великие провинциалы» - это издательский проект, предусматривающий возвращение читателю имён и произведений, которые в силу разных причин незаслуженно выпали из культурного контекста.
Оба автора, открывающие серию, Суворин и Горбунов, в своё время были очень знаменитыми. Их знала вся читающая Россия. А потом, по не зависящим от них причинам, их имена стали замалчивать. И если Горбунова в последний раз издали в эпоху «оттепели», более полувека назад, то тексты Суворина, имеющего самое непосредственное отношение к истории и культуре Воронежской области, пролежали под спудом более ста лет.
Напомним, Алексей Сергеевич Суворин родился в селе Коршево Воронежской губернии Его отец был государственным крестьянином. Отданный по набору в солдаты, он был ранен при Бородине и затем дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.
Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (впоследствии – Константиновское военное училище), откуда был выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и занялся педагогической деятельностью в родных краях.
С 1858 года начал сотрудничать в периодической печати. В 1861 году переехал в Москву, был сотрудником «Русской речи». С 1863 года жил в Петербурге, сотрудник «Санкт-Петербургских ведомостей», «Биржевых ведомостей». По молодости был умеренно-либеральным западником, за книжку очерков «Всякие» (1866г.) он три недели просидел на гауптвахте, а сама книжка, по решению суда, была сожжена.
В 1876 году Суворин стал владельцем газеты «Новое время», которой придал умеренно-консервативное и патриотическое направление. Газета имела огромный успех на волне симпатий к восставшим братушкам-славянам, став вскоре самой распространенной газетой в России. Популярность газеты объяснялась тем, что Суворин собрал вокруг себя многие «золотые перья» тогдашней России: в «Новом времени» блистали М.О.Меньшиков, В.В.Розанов, С.Н.Сыромятников, В.П.Буренин, С.К.Глинка-Янчевский и другие.
Помимо газеты, Суворинн основал влиятельный и популярный журнал «Исторический вестник».
Книгоиздательскую деятельность Суворин начал в 1872 году выпуском «Русского календаря». В 80-х годах он предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии «Дешевая библиотека». Издавал также научную (главным образом – историческую) литературу, книги по искусству, адресные книги («Вся Россия», «Весь Санкт-Петербург», «Вся Москва»). В 1878 году он открыл большой книжный магазин в Петербурге, а затем – магазины в провинции. Ему была предоставлена монополия на торговлю производственной печати на железнодорожных станциях.
В 1911 году Суворин учредил акционерное общество «Новое время». В 1890-е годы усердно занялся театром и возглавил Санкт-Петербургское литературно-артистический кружок.
Был автором ряда пьес и романов. Как драматург он известен благодаря пользовавшимся большим успехом драмам «Татьяна Репина» (1889г.) и «Медея», написанной в соавторстве с В.П. Бурениным (1883г.). Суворин вел обширную переписку с многими литераторами, дружил с А.П.Чеховым.
За твердую позицию «Нового времени» в отношении таких острых проблем, как «дело Дрейфуса», «еврейское засилье в культуре и экономике», Суворин и его ближайшие сподвижники подвергались травле со стороны либеральных кругов. В 1901 году он принял активное участие в создании первой национально-патриотической организации Русского Собрания (первое, организационное, заседание проходило в редакции «Нового времени»). Суворин был избран в состав Совета Русского Собрания (РС), а его сын стал одним из товарищей председателя РС. Однако затем Суворин отошел от участия в деятельности РС.
«Маленькие письма» Суворина, печатавшиеся «Новом времени» вплоть до 1908 года, являются несомненным шедевром русской национальной журналистики. Обладая тонким художественным чутьём, Суворин фактически ввел в литературу А.П.Чехова и В.В.Розанова, поддерживал отношения с Л.Н.Толстым и Ф. М.Достоевским.
В книге «Очерки и картинки» представлены произведения, большинство из которых никогда не переиздавались после 1917 года. В них открывается широкая панорама жизни пореформенной России, во многом схожая по проблематике с нашим временем. Перед читателем Алексей Суворин предстаёт не только как публицист, но и как прозаик, драматург, литературный и театральный критик.
Появление рядом с Сувориным имени Горбунова не случайно.
Уроженец села Вантеево (ныне– город Ивантеевка) Московской губернии, русский писатель и актёр Иван Фёдорович Горбунов (1831-1895гг.) был первым в России писателем-юмористом, который исполнял свои тексты в качестве актера, родоначальником российской стенд-ап комедии, разговорной эстрады. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы».
Ф.М.Достоевский отмечал, что в сценах Горбунова «много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом». Ёмкую оценку И.Ф.Горбунову дал А.П.Чехов: «Чует человек Россию!» Как актёр Горбунов был включен в труппу Александринского театра в Петербурге в 1856 году, где за 40 лет сыграл 54 роли.
В рассказах и очерках Горбунова представлены русская жизнь и русский человек в самых разнородных сочетаниях, не только правдоподобных, но и поражающих своей верностью во всех отношениях. Обычаи русских людей, их доброта и их слабости, проявления их душевной теплоты, их отношение к власти, к суду, к церкви и науке, - будни и праздники, скорби и трагедии их существования, - сменяя друг друга и переплетаясь между собой, проходят пестрой вереницей в его рассказах.
Горбунов до самой смерти дружил с Сувориным, печатался в «Новом времени».
«Это редкий и прекрасный талант, - писал о Горбунове Алесей Сергеевич. - Разогнать грусть и скуку, раздвинуть морщины русского человека, заставить его смеяться тем добродушным смехом, который составляет сущность так называемого юмора, – согласитесь, господа, это далеко не последнее дело».
Они оба, достигнув всероссийской известности, покорив столицу, не забывали о своих корнях, знали и любили русскую провинцию, жили интересами всей России, большой России. Поэтому по праву и названы великими провинциалами.
Автор: Святослав Иванов.
Источник: «Воронежская неделя», №23 (1956), 09.06.10г.