Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Культура. Есть у песни начало…

10.06.2010

Только в высшей превосходной степени можно оценить новую программу Воронежского хора

Это поистине уникальное песенное явление – Лидия Струкова! В обрамлении изумительных по красоте звучания голосов хористов и солистов Воронежского хора она – подлинный бриллиант!

Всего лишь две песни исполнила Струкова в прошедшую субботу на концерте, посвященном 105-летию со дня рождения основателя Воронежского хора Константина Массалитинова, но и по сей день у меня в памяти переливы её грудного голоса, то переходящего в мощное звучание, то почти умолкающего.

В обрамлении изумительных по красоте звучания голосов хористов и солистов подлинный бриллиант – голос Лидии Струковой. Она - поистине уникальное песенное явление. Фото Михаила Вязового. «Коммуна», № 84 (25515), 10.06.10г.
Поёт Заслуженная артистка РФ Лидия Струкова. Фото Михаила Вязового.

Когда зимой сорок второго – сорок третьего годов композитор Константин Массалитинов создавал Воронежский хор, и к нему в Анну потянулись простые труженицы, так или иначе уже заявившие о себе в колхозных хорах, то он отобрал певиц с зычными грудными голосами, то есть, как принято говорить, с плотным звучанием альтовых тембров. Именно такой голос и у Заслуженной артистки России Лидии Струковой.

Стилю, которого всегда придерживался К.И.Массалитинов, неукоснительно следует и нынешний руководитель прославленного академического коллектива Народный артист России, композитор, профессор Вячеслав Помельников. Радетель, неустанный пропагандист, поборник народной песни – это всё о нем, о Вячеславе Помельникове. Какая яркая, неповторимая, завораживающая цветовая гамма, словно сшитое из лоскутков одеяло, разворачивается в его «Воронежских хороводах», которыми открывается программа, посвящённая отцу-основателю Воронежского хора. Здесь и удаль, и грусть, и печаль… Вся широта русской души.

Нашу исконную воронежскую песню «Летят утки» мне приходилось слышать в разном исполнении. В том числе и не раз из уст народного поэта Егора Исаева. Вот и недавно, нынешней весной, о многом поведав, Егор Александрович вдруг неожиданно тихо-тихо сначала проговаривал слова, а потом и запел «Летят утки». «Вот они – страдания, вот она – жизнь…» - только и сказал поэт.

Так и воронежские хористки поют «Летят утки». Это обнаженная боль женской доли. Доли, по сути, остающейся единой на все времена. Это и молитва, и увещевание, и мольба…

Нынешняя программа, созданная Вячеславом Помельниковым, - это ещё и парад молодых талантов. Выпускница Гнесинской музыкальной академии Елена Тютина – родом из Аннинского района, Анна Шестопалова – из Россоши, Андрей Сорокин – из села Нижний Бык, что в Воробьёвском районе, уже заявили о себе. И для всех них визитной карточкой стали русские народные песни. Для Елены Тютиной – «Ехал на ярмарку ухарь-купец», для Анны Шестопаловой – «Камаринская», для Андрея Сорокина – «Запрягу я тройку борзых».

Своеобразными иллюстрациями, абсолютно естественными и гармонично вписывающимися в песенную ткань, являются хореографические постановки главного балетмейстера Воронежского хора Заслуженного деятеля искусств РФ Юрия Копытина. Будь то его блистательные танцевальные картинки «На печи сижу», «Вдоль по улице», «У ворот сосна» или «Танец с бубнами».

Мне показалось, что циклы «Весенние игры» и «Славянская сюита» логически сопряжены друг с другом, как бы перетекают один в другой. Может, потому, что у славянской души была замечательная отдушина – календарные праздники, на которых каждый был горазд продемонстрировать свой талант. А таланта у Заслуженных артистов России Юрия Шматова и Раисы Помельниковой – с лихвой. Проникновенно, теребя сердце и душу, звучали «Жаворонушки» Раисы Помельниковой; а ноги сами просились в пляс, когда Юрий Шматов пел «Калинку».

Сразу после войны в Воронежском книжном издательстве вышел сборник «Песни колхозной деревни». В нём, наряду с такими известными в своё время и популярными песнями Константина Масалитинова, как «Лети, Победа песня», «Ехал наш Ванюша», «Заиграем веселее», «Колхозные запевки», есть и частушки, написанные Марией Мордасовой, Евдокией Осиповой, Марией Зеленевой, Фёклой Миляевой. Так вот те самые «Победные частушки» прозвучали в нынешней программе так, как они и звучали 65 лет назад.

…Публика, до отказа заполнившая зал Воронежского театра оперы и балета, ни в какую не хотела отпускать Заслуженную артистку России Лидию Струкову, давно уже ставшую поистине народной певицей. Только вот это почему-то никак не хотят понять чиновники от культуры, от которых всего-то и требуется формальность: на бумаге закрепить то, что уже давно присвоил ей народ.

Автор: Виктор Силин.

Источник: «Коммуна», № 84 (25515), 10.06.10г.


Возврат к списку