Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
По сему поводу в Воронеже прошла Международная научная конференция «Наследие А.Т.Твардовского в диалоге с прошлым, настоящим и будущим». В четвертый раз Воронежский государственный университет собрал российских ученых и их коллег из дальних и ближних зарубежных стран, чтобы глубже осознать и укрепить все пополняющиеся знания о выдающемся русском поэте двадцатого века, символе поэзии и гражданского мужества тех лет – Александре Трифоновиче Твардовском.
Не всякому дано четкую формулу своей поэзии превратить в столь же неизменное правило собственной жизни:
Моё – от сердца – не на ветер,Хорошо известны российским, зарубежным учёным и литераторам давние и многочисленные исследования земляков А.ТТвардовского из Смоленска. Воронежская же школа исследователей творчества поэта начала складываться на филологическом факультете ВГУ в 1972 году – в годовщину смерти Александра Трифоновича. С тех пор десятки дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, статей и книг были обнародованы и составили мощный потенциал духовного и общественного родства с великим поэтом.
Оно – в готовности любой:
Я жив, я был – за всё на свете
Я отвечаю головой.
Главным своим достижением она считает завершившийся ныне пятилетний труд над этими двухтомными дневниками 60-х годов – времени «новомировской» редакторской работы А.Т.Твардовского. Когда руководимый им и его единомышленниками журнал стал духовным центром русского (да и зарубежного) культурного мира. Валентина Александровна говорила о блестящей плеяде писателей тех лет, которых вывел на страницы «Нового мира» Твардовский, и сетовала на нынешнюю, как она назвала, «опустошённость литературоведческого поля», рождающего в большом числе ложные мифы 60-х годов.
На секции «Этика, эстетика и философия творчества А.Твардовского» состоялись ещё два интересных, на мой взгляд, доклада. На один из них – доцента ВГУ Полины Бороздиной «Рубежи России. Размышления о поэме А.Твардовского «Василий Тёркин» - пришла послушать и поучаствовать в разговоре дочь поэта. А другой был необычен компьютерным исследованием поэтики Твардовского, проведённым директором университетского центра лингвистических компьютерных исследований Алексеем Кретовым.
О предшественниках и современниках Твардовского говорили украинцы, о его творчества и философском потенциале русской классики – москвичка, профессор Светлана Туманова, а профессор из Калининграда Светлана Ваулина останавливалась на публицистических текстах поэта.
Изучению Твардовского в вузах и школах был посвящён специальный раздел программы конференции.
Воронежцы систематично и прекрасно работают со школьниками – путешествуют по смоленским местам, проводят различные литературные вечера; совместно с библиотеками устраивают конкурсы чтения поэзии Твардовского. Такой конкурс, к примеру, в дни празднования 65-летия Победы проходил в библиотеке имени И.С.Никитина.
Подготовили свой подарок к 100-летию поэта и молодые музыканты. В самом начале работы конференции ученых приветствовал ансамбль «Русская песня» Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей песней Константина Массалитинова на слова Александра Твардовского «У дороги дуб кудрявый». Написана она была зимой 1941-1942 года, когда Александр Трифонович – фронтовой корреспондент газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», находившейся тогда в Воронеже, – познакомился с композитором Массалитиновым, с которым они позднее состояли в переписке.
Второй раз Твардовский посетил Воронеж в феврале 1951 года, когда он ездил в Хохольский район на встречу со своими избирателями, выдвинувшими его в депутаты Верховного Совета РСФСР. Участники воронежской конференции посетили памятные литературные места нашего города. А с Валентиной Александровной прошлись по нему наши историки – Михаил Карпачев и Александр Акиньшин.
- В наше время, – говорит Валентина Александровна, - устоявшееся определение Твардовского всего лишь только как «советского поэта», его места в отечественной литературе не объясняет. У нас были сотни советских поэтов, не имеющих того же значения для русской литературы, как Александр Трифонович.
Оказывается, молодая сотрудница Института истории Академии наук занималась историей народнической организации «Земля и Воля» и её съездом в Воронеже. Нынешние книги Валентины Твардовской (в том числе и о Ф.М.Достоевском) по постановке поднятых в них вопросов находятся, как она сама их определила, «на грани общественной мысли и общественного движения».
- Скажите, - спрашиваю я Твардовскую, - а на выбор вашей профессии историка ваш отец оказывал существенное влияние?
- Да нет… - говорит Валентина Александровна.- Была я такой же, как и все мои сверстники; в детстве очень любила слушать сказки, которые читал нам с сестрой Олей отец. А вот серьезный разговор о моей будущей профессии состоялся у меня с ним, когда я уже была на третьем курсе истфака МГУ и надо было выбирать свою специализацию. В молодости она ведь часто просто определяется интересным педагогом. Вот и я сначала думала заниматься Средними веками Германии, но отец был категорически против моих германских увлечений, настаивая на занятии отечественной, а не зарубежной историей, всё время подталкивая впоследствии мой интерес именно к русской истории.
- А сестра Оля куда поступила учиться?
- Она, как и я, даже не сказала родителям, куда собралась. Дважды держала экзамен в Суриковское училище, ни разу не использовав для своего поступления отцовское имя или его связи. Просто пришла домой – и сказала: «А я поступила в Суриковское». Долгое время, до последних лет, когда мы вплотную занялись дневниками отца, она работала художником в Московском театре «Ленком».
- Валентина Александровна, а когда в вашем доме «поселился» Василий Тёркин?
- Ещё с войны. Папа присылал маме начатые главы «Тёркина», привозил их в Чистополь (это город на реке Каме), где мы были в эвакуации. Очень ценил мамины замечания.
- Мария Илларионовна ведь тоже изначально была филологом?
- Да, со Смоленского пединститута, в котором с 1932 года учился и сам Твардовский. Ей принадлежат многие посмертные отцовские публикации, в частности, неоконченные главы из «Тёркина».
- А есть ли среди внуков Александра Трифоновича литераторы?
- Есть филолог – моя старшая внучка Маша. Знаете, у меня уже трое правнуков! – с гордостью сообщила Твардовская.
Разговор наш перетекает в русло сегодняшних публикаций, посвященным творчеству А.Т.Твардовского. Валентина Александровна особо выделяет из них книги и статьи современного российского критика и писателя Дмитрия Быкова; московской исследовательницы Регины Романовой – «А.Т.Твардовский. Труды и дни». Ии называет несколько книг давнего и успешного исследователя творчества поэта, декана филологического факультета ВГУ, доктора филологических наук, профессора Виктора Акаткина. Особо отмечая его книгу 2006 года «Александр Твардовский. Служение и противостояние» и его вступительную статью к двухтомнику А.Т.Твардовского, выходящему в Москве к юбилею поэта.
Автор: Дора Гордина.
Источник: «Коммуна», № 88 (25519), 19.06.10г.