Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Глубинка. Супермаркет с сельской пропиской

22.06.2010

Потребкооперация расширяет сферу своих забот и помогает сохранять жизнь в малых деревнях и селах

Сельская потребкооперация существует в России уже 179 лет. Она начала зарождаться, считай, еще в пушкинские времена, с самых первых «коробейников». А как живут-трудятся «коробейники» нынешние? Об этом рассказывает председатель Совета облпотребсоюза Николай Зеленев.

Председатель Воронежского Совета облпотребсоюза Николай Зеленев.Фото Марины Калининой. «Коммуна», № 89 (25520), 22.06.10г.
Николай Зеленев. Фото Марины Клининой.

- Потребкооперация является многоотраслевой системой, важной составной частью социальной инфраструктуры села. Основной вид ее деятельности - розничная торговля, хотя кооператоры с успехом занимаются еще и производственной, и заготовительной деятельностью. Общими усилиями наши кооператоры добились того, что совокупный объем деятельности в 2009 году превысил четыре миллиарда рублей. Кроме того, за последнее время мы обновили и реконструировали более 40 процентов торговой сети.

На примере любого райпо можно воочию убедиться в том, что сельские магазины достаточно современны. Сегодня покупатель, даже сельский, не пойдет в захудалый магазин - ему хочется приобретать товар в комфортных условиях. А наша задача – создать такие условия, чтобы в сельском магазине он мог купить все, начиная от иголки и заканчивая товарами сложного ассортимента.

- Поставлять товары в отдаленные населенные пункты – бизнес не самый выгодный. Почему вы от него не отказываетесь?

- В Воронежской области – около пятисот малонаселенных пунктов. Их обслуживанием занимается в основном потребкооперация, через стационарную сеть и выездную торговлю. Частник в такие села не поедет – себе в убыток. Мы же справляемся с ситуацией только за счет кооперативного подхода, компенсируя убытки доходами, полученными от хозяйственной деятельности других отраслей.

Мы стремимся к тому, чтобы каждая сельская семья - от грудного младенца до пожилого человека – была обеспечена продуктами питания и другими необходимыми товарами.

- По сути, в условиях рыночной экономики роль потребкооперации не снижается. Понимает ли это местная власть?

- Мы делаем одно общее дело – повышаем качество жизни наших граждан. Можно смело утверждать, что одной из причин социальной стабильности общества является хорошо налаженное торгово-бытовое обслуживание. Но если в городах эта сфера уже урегулирована, то на селе еще остаются проблемы. И именно потребкооперация помогает их решать. Торговля продовольственными товарами, товарами повседневного спроса, строительными материалами – все это прерогатива кооператоров.

Плоды нашей заготовительной деятельности в полной мере могут оценить и жители Воронежа. Все мероприятия – ярмарки, выставки, праздники, – которые проводят областные власти, без нас не обходятся. Мы предлагаем качественную, экологически чистую продукцию по доступным ценам. Овощи, растительное масло, кондитерские изделия, полуфабрикаты, приготовленные кооператорами, расходятся всегда «на ура». И это, безусловно, является нашим конкурентным преимуществом. Кстати, только в 2009 году в областном центре было продано товаров на сумму более семи миллионов рублей.

Надо отметить, что потребительская кооперация - система открытая и законопослушная. Мы добросовестно платим налоги, внося существенный вклад в формирование бюджетов всех уровней. Только за прошлый год потребкооперация перечислила налогов на сумму более 180 миллионов рублей.

Вместе с властью потребкооперация способствует развитию малого и среднего бизнеса. Поясню. Сегодня большое внимание уделяется личным подворьям и крестьянско-фермерским хозяйствам. А кооператоры непосредственно в селах организуют торговлю фуражом, размолотым зерном, ветеринарными препаратами – чтобы любой житель мог купить все необходимое, не выезжая за пределы своего села.

- Очевидно, что смысл и роль потребкооперации не ограничиваются только сферой материального производства?

- Совершенно верно. В современных экономических условиях возрастает роль потребительской кооперации в решении социальных проблем. Потребительская кооперация не является государственной структурой, главная ее задача - работать на благо пайщиков. На этом строится наша идеология.

Все мы знаем, как трудно сегодня живет деревня, особенно небольшие населенные пункты. Деревенский магазин в этой ситуации давно стал своеобразным местом связи с «большим миром». Именно здесь можно купить товары, сдать сельхозпродукцию, получить бытовые услуги, взять книгу и, наконец, обменяться мнениями и просто попить чаю. Поэтому, на мой взгляд, необходимо постоянно укреплять и усиливать статус кооперативного магазина.

- Каково участие потребительской кооперации в решении проблемы безработицы на селе?

- В 2009 году организации потребкооперации Воронежской области привлекли для стажировки, участия в общественных работах и временно трудоустроили около четырехсот человек.

Мы продолжаем активно заниматься заготовками. Вся закупленная продукция была израсходована на собственные нужды – переработку в производстве, общественном питании, реализована через розничную торговую сеть, мясные лавки, магазины-заготпункты. А это дополнительный заработок для шести-семи тысяч тружеников села. Правда, сегодня возможности закупки сельхозпродукции и сырья используются далеко не полностью из-за отсутствия гарантированного сбыта.

В дальнейшем мы планируем увеличить количество цехов по выработке полуфабрикатов, открыть мясные лавки, магазины «Кулинария». Это еще одна возможность решить проблему занятости на селе.

Большой плюс, что в трудные годы реформенных преобразований мы сохранили нашу «кузницу кадров» - Острогожский кооперативный техникум и Воронежский кооперативный институт (филиал Белгородского университета). В летний период студенты проходят практику на предприятиях потребкооперации. Сегодня в потребкооперацию приходят специалисты нового поколения - и в сферу торговли, и в сферу общественного питания, где внедряются современные технологии, повышается культура производства, расширяется сеть услуг.

Там, где есть возможность, мы открываем специализированные магазины и отделы, а также магазины, работающие по методу самообслуживания. А открываются магазины - значит, создаются новые рабочие места. Использование новых методов торговли положительно влияет на культуру обслуживания, уровень торгового сервиса и услуг, а также на закрепление кадров.

- Николай Иванович, осваивает ли сегодня потребкооперация нишу бытового обслуживания на селе?

- Безусловно. Объем бытовых услуг, оказываемых предприятиями потребкооперации, постоянно растет. Более половины кооперативных магазинов имеют библиотеки, «чайные столы», принимают заказы на ремонт и пошив одежды, обуви. Каждый четвертый магазин принимает заказы на ремонт бытовой техники.

Мы делаем все возможное, чтобы селяне чувствовали себя не менее комфортно, чем жители городов. Кооператоры стараются быть рядом с селянами на всех этапах их жизни - помогают им организовывать праздники, свадьбы, дни рождения, тематические вечера, встречи. Не оставляют и в минуты тяжелых утрат, предоставляя полный спектр ритуальных услуг.

- Успех любого дела зависит прежде всего от людей, которые им занимаются. От их профессиональной подготовки, опыта, умения организовывать работу и строить деловые отношения. Знакомы ли вам кадровые проблемы?

- Подготовке кадров мы уделяем большое внимание. В условиях рыночных отношений, постоянно растущих предложений на многие товары и невысокого спроса на них эффективную работу могут обеспечить лишь высококвалифицированные кадры, умеющие прогнозировать и анализировать ситуацию. С полной ответственностью могу сказать, что подавляющее большинство руководящих сотрудников облпотребсоюза и районных потребительских обществ по своим деловым качествам отвечают требованиям времени. Все они, как правило, имеют высшее профессиональное образование, обладают достаточным житейским опытом.

У нас хорошо поставлена работа по повышению квалификации – мы изучаем современные методы управления и организации торговли через различные семинары, школы передового опыта, собеседования, выездные заседания правления облпотребсоюза.

- Николай Иванович, всю свою сознательную жизнь вы посвятили потребительской кооперации, пройдя путь от рядового служащего до руководителя областного масштаба. Являетесь членом Совета Центросоюза, что свидетельствует о вашем авторитете среди коллег и высокой оценке всей работы воронежских кооператоров, которые на протяжении многих лет занимают лидирующие позиции в России. В чем секрет успеха?

- Наверное, все дело в призвании. А вообще, каждый должен заниматься своим делом, не уходить от трудностей, объективно и критично оценивать результаты собственной деятельности, а свои недоработки не перекладывать на других. А еще, не менее важно, по моему мнению, подбирать себе хорошую команду, людей, на которых можно положиться. Развивать традиции, бережно относиться к старшему поколению. Уважать и поддерживать толковых и честных работников, решительно освобождаться от бездельников и ненадежных людей.

Что касается секрета нашего стабильного движения вперед, то его просто нет. Главное, на мой взгляд, состоит в том, что у нас сложилась хорошая команда руководителей, людей неравнодушных, нацеленных на достижение более высоких результатов, постоянно чувствующих свою ответственность перед пайщиками. Благодаря этому мы смогли сохранить сложившуюся структуру потребительской кооперации и ее основные фонды, не допустили сбоев в снабжении сельского населения промышленными и продовольственными товарами.

В областном потребсоюзе разработана комплексная Программа развития потребительской кооперации на перспективу, в которой предусмотрено развитие всех отраслей деятельности.

В системе потребительской кооперации есть немалые резервы и потенциалы. Главное – грамотно их использовать. Но я уверен, что потребкооперация и впредь будет надежной опорой сельских жителей, сделает все возможное для обеспечения достойной жизни пайщиков и жителей нашей области, сохранит и приумножит лучшие традиции воронежской потребкооперации.

Таловские «Надежды»

За неделю до разговора с Николаем Зеленевым я побывала в Таловском районе. И невольно обратила внимание на то, как в районе организована торговля.

Яркие витрины, современное холодильное оборудование, грамотное размещение и выкладка товаров в торговых залах. Сегодня это одно из самых активных предприятий в системе потребкооперации Воронежской области. Молодой руководитель Иван Бачурин всего за пару лет сумел возродить торговые традиции и вывел райпо в число успешных.

Кооперативные магазины «Надежда», которые работают по методу самообслуживания, хорошо известны таловчанам. Выбор здесь достаточно приличный и мало чем отличается от ассортимента любого городского маркета. Разве что наличием продукции собственного производства. Такого вкусного лимонада и кваса вряд ли можно найти сегодня даже в областном центре. А вот для Таловского района – это своего рода «визитная карточка» и любимое угощение.

Потребкооперация расширяет сферу своих забот и помогает сохранять жизнь в малых деревнях и селах Под брэндом «Надежда»! в Таловском районе работают уже семь магазинов. Фото Марины Калининой. «Коммуна», № 89 (25520), 22.06.10г.
В сельском магазине. Фото Марины Калининой..

Местные хозяйки не проходят и мимо готовых пельменей, вареников, блинчиков – и не потому, что ленятся приготовить их дома сами. Просто те, что сделаны руками мастериц райпо, - вкуснее и пикантнее.

- Этот магазин нас очень выручает, - признается постоянная покупательница Абрамовского кооперативного магазина Валентина Туркина. – Знаете, когда я могу приобрести рядом со своим домом те же самые товары, что и в областном центре, я не буду себя считать оторванной от цивилизации. Спасибо магазину «Надежда»!

Кстати, под этим брендом в Таловском районе работают уже семь магазинов. Самые ответственные участки производства Иван Алексеевич доверяет преимущественно специалистам-женщинам, считая, что они обязательны и надежны в работе. Среди таких он назвал Марию Митрофанову – своего «боевого» заместителя и надежного друга.

НАША СПРАВКА. Воронежский облпотребсоюз на протяжении последних пяти лет регулярно занимал первые места в Российском экономическом соревновании. По итогам экономического соревнования за 2009 год, а также за первый квартал 2010 года облпотребсоюз занял второе место по общей деятельности в Центральном федеральном округе.

Автор: Марина Калинина.

Источник: «Коммуна», № 89 (25520), 22.06.10г.


Возврат к списку