22.06.2010
Четыре предприятия Воронежской области - ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики«, ЗАО «Опытно-конструкторское бюро моторостроения«, ФГУП НКТБ «Феррит» и ФГУП «Турбонасос» - исключены из Федерального перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.
Как сообщили
ИА REGNUM Новости в пресс-службе Кремля, соответствующий указ подписал Президент России Дмитрий Медведев.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Научное конструкторско-технологическое бюро «Феррит» занимается производством СВЧ-приборов и навигационной аппаратуры. В частности, здесь выпускаются аппаратура контроля маршрутов следования транспортных средств и комплексная навигационная аппаратура для подвижных наземных объектов.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Турбонасос» специализируется на выпуске турбонасосных агрегатов жидкостных ракетных двигателей; специальных насосов для кораблей и судов ВМФ; гидравлических, паровых и газовых турбин и турбонасосных агрегатов. Среди заказчиков предприятия - - ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Транснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Минудобрения», ОАО «Стойленский ГОК». Однако самым весомым заказчиком ФГУПа выступает Федеральное космическое агентство - за ФГУП «Турбонасос» закреплены разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание насосов, турбин и энергетических систем для ракетно-космической техники.
Основными заказчиками ЗАО «ОКБМ» является ряд крупнейших российских разработчиков и производителей авиационной техники: ОАО «Камов», ОАО «ОКБ Сухого», «ОКБ имени Яковлева». Здесь, в частности, производятся комплектующие для вертолетов Ка-26, Ка-226 и перспективного военно-транспортного вертолета Ка-60 разработки ОАО «Камов», а также учебно-тренировочного самолета Як-130 и крупнейшего в мире сверхзвукового самолета, стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 («Белый лебедь»).
Самым известным предприятием в списке, однако, является Воронежское конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) - один из мировых лидеров в создании жидкостных ракетных двигателей, участник всех отечественных пилотируемых программ освоения космоса.
Двигатели, разработанные КБХА, устанавливались на всех советских комических ракетах, начиная с 1958 года. На счету научного бюро, созданного легендарным конструктором Семеном Косбергом, - первые старты к Луне, первые удачные попытки возвращения спускаемых аппаратов из космоса, полет Юрия Гагарина, запуски первых исследовательских кораблей к Венере и Марсу, разработка двигателей легендарной ракеты «Энергия» (проект «Буран»), вывод на орбиту первых модулей для МКС.
Сегодня КБХА проводит разработку двигателей для ракет-носителей «Союз-2» (Русь) и «Ангара», кислородно-водородных двигателей разгонных блоков, гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя и другие научно-исследовательские работы в области создания перспективных ЖРД.
Начиная с 90-х годов несколько раз предпринимались попытки приватизации лидера отечественной ракетно-космической отрасли, в том числе путем искусственного банкротства. Эти скандальные попытки пресекались федеральными властями и, как утверждают на КБХА, стали одной из непосредственных причин появления Указа Президента Российской Федерации от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», закрепившего список предприятий, защищенных от приватизации.