Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Экспертиза «Коммуны». Сегодня – деньги, завтра – за границу

24.06.2010

Злостным должникам приставы повсюду ставят кордоны

Знакомый бизнесмен был в ярости: еще одну беду придумали в России – за границу не пускать из-за долгов! Да у меня этих платежей знаешь, сколько?! Разве можно все запомнить? И вообще, надо свериться с Конституцией – насчет права граждан на свободное передвижение…
Повод у него был серьезный: в кои-то веки жена уговорила его поехать в отпуск, и они загодя купили путевку в Таиланд. Он «подчистил хвосты» с делами, но, оказалось, не все. Их завернули пограничники. С женой – форменная истерика, и там же, в аэропорту, они поскандалили чуть ли не до развода. Ведь пять лет никуда, кроме дачи, не выбирались, и на ж тебе!

В отпуск! За границу, правда, ездит мало воронежцев, по опросам – единицы процентов, но не все ж они – олигархи. Есть и нормальные люди. Их-то особенно жалко, если вполне заслуженный отдых оборачивается бедой. Даже если долг погашен, и есть о том законная справка, этого мало – приставам требуется время, чтоб бюрократический механизм провернулся и освободил человека от запрета на выезд. Это неделя, как минимум. А может быть, и месяц.

Управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Воронежской области сообщило, что, на 1 апреля этого года, вынесено 1094 постановления по ограничению права выезда за рубеж жителям нашей области. Долгов по ним - более 466 млн. руб. А тут еще одна напасть: два месяца назад вступили в силу изменения в КоАПП РФ, по которым неуплата штрафа вовремя считается отдельным административным правонарушением. Причем виновников ждёт либо двойной повторный штраф, либо арест до 15 суток. Арест административный, но должнику от этого не легче.

Только за два месяца в УФССП поступило 7508 постановлений о штрафах на 19 млн. рублей. Из них пока исполнено мало – 1294 (на сумму около двух миллионов), но быстро только постановления принимаются, а должников ждут долгие неприятности.

С вступлением в феврале 2008 года в законную силу новой редакции ФЗ «Об исполнительном производстве» работа УФССП по Воронежской области заметно активизировалась. Оно вынесло за год постановления по ограничению права выезда за пределы РФ в отношении 221 должника с общей суммой долгов больше 130 млн. рублей. – то есть в среднем по 600 тысяч. 31 из этих 221 - алиментщики со средним долгом в 70 тысяч. Для сравнения: в 2007 году выезд ограничили по 57 производствам, из которых только три - по алиментам.

Поначалу результат не впечатлял: должники погасили всего четыре миллиона, и лишь пяти из 221 человек сняли ограничение (точнее - запрет) на выезд.

Процедура запрета выглядит так: человек, признанный решением суда должником, получает постановление об ограничении права на выезд за пределы страны, копии документа идут в погранслужбу и в подразделения Федеральной миграционной службы. После этого мало просто долг оплатить, надо еще довести информацию об этом в УФССП, чтоб приставы разослали свои бумажки пограничникам и ФМС. Порой случается, что должник предъявляет на границе оплаченную квитанцию, но это его не спасает: бюрократический механизм проворачивается долго.

Люди дальновидные узнают о наличии запрета в райотделе ФССП (или на сайте www.fssp36.vsi.ru), но таких мало – в России чаще полагаются на «авось». Разочарование бывает тяжким.

В том же 2008 году УФССП заключило договор с трудовой инспекцией, и к общей массе должников добавились фигуранты дел об административных нарушениях – по постановлениям Гострудинспекции. Например, при выявлении выплаты должнику зарплаты ниже минимальной приставы сообщают об этом инспекторам, а те выносят решения о наказаниях руководителей предприятий.

УФССП довольно плотно обложило должников, заключив договоры со всеми «заинтересованными лицами»: с налоговой, Пенсионным фондом, таможней, регистрационной и миграционной службами, а также с ГИБДД и ГУВД.

Особый разговор у приставов – с неплательщиками алиментов. С ними УФССП повело открытую войну и не только жестко пресекало выезд за границу, но и регулярно пугало статьей 157 УК РФ. В том же году из 880 уголовных дел по этой статье в половине случаев суды вынесли обвинительные приговоры.

В столице тем временем судебные приставы ограничили выезд за границу 6600 должникам, накопившим долгов на 7 млрд.рублей. То есть, в среднем по миллиону – вдвое больше, чем у воронежских должников. Многие из них собирались выехать за рубеж на новогодние каникулы, но – вышел «облом».

УФССП стало расширять перечень своих услуг и включило в меню телефонный обзвон должников – параллельно со всеми прочими способами добычи долгов. На федеральном уровне опробовали автообзвон в Магаданской и Сахалинской областях – оказалось, помогает.

Что и говорить, взыскать долги не так-то просто. И все же какая-то практика начинает складываться.

В одном из районов Воронежской области было описано и арестовано право аренды земельного участка, принадлежащее юридическому лицу; право это продали за 65 тысяч рублей. В Воронеже пристав нашел зарегистрированное за должником исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, товарные знаки), вынес постановление об аресте этих прав и направил его в Роспатент. По этому же производству взыскание было обращено на доходы должника от сдачи недвижимости в аренду.

А уж арест автомобилей стал, можно сказать, типовым инструментом приставов – машины сотнями попадают в постановления. Год назад, например, сотрудники ГИБДД обнаружили автомобиль, разыскиваемый Службой судебных приставов: некий гражданин задолжал Пенсионному фонду 4482 рубля и всячески уклонялся от уплаты. И «Ауди-80» свой скрывал. Судебный пристав вынес постановление о розыске и задержании этой машины, направил его в ГИБДД, и от гаишников спрятать ее не удалось. О задержании автомобиля сотрудники ГИБДД немедленно сообщили приставу, который тут же прибыл на место, объяснил должнику ситуацию, и тот предпочел оплатить долг немедленно.

УФНС по Воронежской области вывесило списки неплательщиков налогов на своем сайте. Мол, народ должен знать своих «героев», а тот, кто не хочет попасть в списки, пусть платит налоги. И никуда не денешься: долги надо платить.

…А бизнесмен знакомый так и не уехал с женой в Таиланд. «Накрылась» их путевка. Бороться в судах за конституционное право на свободу передвижения он не стал – увлекся делами и по-прежнему крутится, как белка в колесе. Долги свои оплатил. В знак примирения с женой отправил ее на две недели в Турцию. Никаких проблем с поездкой у нее не возникло.

Автор: Александр Ягодкин.

Источник: «Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.


Возврат к списку