Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




«Ум учёного, а руки умельца»

24.06.2010

Так отозвался Никита Хрущёв о Иване Фёдоровиче Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок.

«Ум учёного, а руки умельца». Так отозвался Никита Хрущёв об Иване Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок, член-корреспонденте педагогических наук. По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны Раздымалин со своими учениками. Фото из семейного архива.«Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.
Раздымалин со своими учениками. Фото из семейного архива.

Хотя сейчас Раздымалин и не преподаёт, но застать его в школе можно практически каждый день. Вот и во время нашего приезда он находился в кабинете, на дверях которого – табличка: «И.Ф.Раздымалин – член-корреспондент Российской академии педагогических наук, Заслуженный учитель школы России».

Сам Раздымалин – местный, костёновский. 14 июня 1942 года он окончил ту же школу. А через месяц родное село заняли немцы. Потом они ушли дальше, на Сталинград. Остались мадьяры, которые через две недели, собрав всех трудоспособных мужчин, отправили в концлагерь в соседнее село Семидесятное. Туда же попал и Иван – рыл вместе со всеми траншеи, противотанковые рвы.

При первой же возможности он покинет лагерь и уйдёт в соседнее село Ивановка, к своей тётке, у которой прятался раненный старший лейтенант Красной Армии. Под Сталинградом у немцев дела шли неважно, и потому мадьяры, явно не желающие воевать, начали подумывать о том, как бы сдаться в плен наступающим советским войскам.

- За день до прихода наших войск в Ивановку, ночью, в хату заявился мадьярский «сакасвазатуй» – это старший сержант. Снимает ремень со штыком и подсумком для патронов и вместе с винтовкой передаёт тёте. Она отправляет всю эту амуницию под печку. Два других солдата пришли раньше, но оружия у них не было. Все трое забрались на печку, но там уже были мы со старшим лейтенантом. Один из мадьяр, родом с Западной Украины, по-русски начал интересоваться – как можно сдаться в плен Красной Армии, чтобы им сохранили жизни. Началась обработка ночных гостей. Офицер убедил мадьяр отдать ему оружие, уверив при этом, что оккупантов, добровольно сдавшихся в плен, никто расстреливать не будет.

После освобождения Костенок 19 января 1943 года Раздымалин сразу же уйдёт в Гремячье, где стоял запасной полк, – чтобы отправиться на войну. Но медицинская комиссия его «забракует» – чесотка. А вскоре Ивана надолго свалит тиф. И лишь в мае того же года, поправившись, вместе с друзьями он отправится в Воронеж, где получит назначение в роту подготовки снайперов. Но жизнь внесёт поправку в его военную специальность. В полку остро ощущалась нехватка пулемётчиков, и красноармейца Раздымалина определят в подносчики – две коробки с лентами, по 10 килограммов каждая.

По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны – жестокие бои на Курской дуге, ранение, госпиталь, снова бои до самой границы, затем в Польше и предместьях Берлина, встреча на Эльбе с союзниками….

С 70-килограммовым станковым пулемётом сержант Раздымалин прошёл пол-Европы. Был награждён двумя орденами Славы, второй и третьей степени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени, многими медалями. Уже в мирное время к фронтовым наградам прибавится орден Ленина. «В довесок» к благородному металлу, украшающему его парадный пиджак, ветеран носит при себе ещё одно железо, «добытое» на фронте, – осколок миномётной мины в бедре.

О себе Раздымалин говорит так: слишком не геройствовал, но и за чужие спины не прятался. «На фронте многое, «пятьдесят на пятьдесят», зависит от умения и удачи. Без этого не выжить. Воевать по-суворовски мудро фриц нас заставил научиться, а удача, слава богу, меня не оставила».

Домой Раздымалин попал лишь весной 1947 года, отслужив почти два года в Восточной Пруссии.

- Первого апреля 47-го прибыл в Воронеж. Город я не узнал: дома разрушены, целые улицы «украшают» остовы когда-то великолепных зданий. До Малышева доехал на грузовой машине, на лодке переправился через Дон, а дальше, до дома, – пешком. Дорога в 20 километров для пехотинца не расстояние, и в полночь я был уже дома. Мама и сёстры сначала и не поняли, откуда я свалился, – вспоминает Иван Фёдорович.

Над вопросом, чем заняться, долго не раздумывал. Решил фронтовик пойти по педагогической стезе, преподавать немецкий язык. Во время войны в одном из разбитых домов на Орловщине он нашёл школьный учебник немецкого языка и русско-немецкий словарь, изданный в Берлине. Кроме истории ВКП(б), которая хранилась в вещмешке, почитать было нечего. Вот он и взял книги для общего развития. В свободное от боёв время стал осваивать язык Гёте и Шиллера. Пока дошли до Берлина, Раздымалин разговаривал по-немецки уже без словаря. Нередко жители Германии, решая с командованием полка бытовые проблемы, шли к нему как к переводчику.

Но первым вузом, куда поступил Иван Фёдорович, был Воронежский сельскохозяйственный. Переведясь на заочное отделение СХИ, позже подал документы на факультет иностранных языков пединститута. А работать попросился в родную школу учителем немецкого языка. Педвуз Раздымалин закончил за три года, а СХИ – за четыре с половиной, получив диплом агронома.

В 1951 году женился. Поиском супруги долго не утруждал себя. В школе приглянулась молоденькая учительница Лидия, которая, кстати, преподавала немецкий язык, и он сделал ей предложение. «В следующем году будет 60 лет, как мы живём в мире и согласии», – говорит Иван Фёдорович.

Ездить в поле, пахать, сеять и учить детвору иностранному языку – ему все это казалось мало. Вот и решил Раздымалин на базе своей школы создать с ребятами ученическую производственную бригаду, чтобы научить ребят понимать землю. Тем более, полей в колхозе – хоть отбавляй. Практика – отменная, а теорию познавали в классах и школьной лаборатории. И чтобы самому больше знать, поступил в аспирантуру на кафедру агрономической химии. Всё вышло так, как замыслил, – после уроков выводил учеников в поле. Требовал, чтобы разговаривали только по-немецки. Потом этот метод назовут «глубоким погружением в языковую среду».

О Костёнской ученической бригаде узнает вся страна. О Раздымалине писали центральные газеты, к нему приезжали за опытом. Школе подарили даже автобус. Глава государства Никита Хрущёв, выступая в 1964 году на сессии Верховного Совета СССР, упомянул его фамилию в числе пяти учителей-новаторов. Хрущёв отметил, что у учителя из Костёнок «ум учёного и руки умельца».

Иван Фёдорович проводил с учениками опыты с удобрениями, выращивал на делянках диковинные урожаи, а главное – прививал ребятам любовь к земле.

- Сельской школе была посвящена вся моя жизнь, хотя лестные предложения сменить место работы и жительства мне поступали не раз, – признаётся Иван Фёдорович. – И после защиты в 1987 году докторской диссертации остался верен своей школе, и после того,, как в 1992 году был избран членом-корреспондентом академии. Я делал своё любимое дело, даже летом в отпускное время часто выезжал в поле. Здесь отдыхал душой, любуясь золотистыми хлебами, бескрайними просторами родного края. Всегда был далёк от карьерных помыслов. Меня интересовали сам процесс, рост самосознания моих воспитанников, приумножение их знаний по сельскому хозяйству.

«Ум учёного, а руки умельца». Так отозвался Никита Хрущёв об Иване Раздымалине – учителе из воронежских Костёнок, член-корреспонденте педагогических наук. По военной биографии Ивана Фёдоровича можно изучать историю войны Фото Михаила Вязового. «Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.
Иван Фёдорович Раздымалин. Михаила Вязового.

Свою любовь к учительству он передал своим детям. Сын Юрий и дочь Людмила преподают в этой же школе. «Это всё дурной пример родителей», – шутит Раздымалин. Да и внуки пристрастились к знаниям.

Продолжается и его дело, начатое 53 года назад. До сих пор в Костенкинской школе работает ученическая бригада. Пару лет назад, чтобы сподручнее было консультировать детей непосредственно в поле, Иван Фёдорович купил мотоцикл. Он и сегодня, в 86 лет, – пример верности главному делу жизни.

Автор: Валерий Казанов.

Источник: «Коммуна», № 90 (25521), 24.06.10г.


Возврат к списку