Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Педсовет. А учитель «крайний»?

25.06.2010

Вряд ли кто будет спорить с тем, что главный человек в процессе обучения – это учитель. И, казалось бы, власти, заявляющие планы резкого повышения качества образования, должны всячески проявлять заботу о педагогах, создавать им условия для комфортной работы. У нас же почему-то все наоборот – на голову учителя сыплется град деструктивных реформ. И это в Год учителя!

О том, что же происходит в образовательной сфере, мы беседуем с председателем Воронежского обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой.

- Тамара Андреевна, недавно родилась очередная новация, которая, по мнению многих, грозит окончательно добить образовательную сферу страны. Речь идёт о вступлении в действие в 2012 году недавно принятого парламентом и подписанного Президентом Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Чем же этот закон так страшен?

- В его нынешнем виде он окончательно развалит бюджетную сферу. Закон этот заслуживает отдельного и очень подробного разговора. Если же говорить вкратце, то он предполагает реформирование системы бюджетных учреждений в России путем разделения на так называемые новые бюджетные и казенные. Статус казенных смогут получить только те бюджетные учреждения, для которых попросту невозможно сформировать госзаказ, – заведения, принадлежащие силовым ведомствам, тюрьмы, психиатрические больницы, лепрозории и так далее. Остальных же заставят «заколачивать деньгу».

Мы столкнемся с закрытием больниц, школ и детсадов в небольших городах и сельской местности. Ведь такие учреждения не могут похвастаться большими плановыми госзаказами – по причине отсутствия большого количества учеников или пациентов. Произойдет коммерциализация бюджетной сферы - вытеснение бесплатных услуг платными.

В Правительстве уверяют, что финансирование учреждений не сократится. Но оно и не увеличится! А инфляция, а рост тарифов ЖКХ?.. В итоге учреждения будут вынуждены постоянно расширять количество платных услуг, урезая бесплатные. А через ложное банкротство, через обременение по долгам вполне возможен переход имущества бюджетных учреждений в частные руки.

Федерацией независимых профсоюзов России была организована акция по массовому направлению депутатам Государственной Думы телеграмм с требованием остановить процедуру принятия законопроекта. Безрезультатно – остановить принятие законопроекта так и не удалось. Тем не менее, педагоги страны, в том числе воронежские, настроены очень решительно. В учительской среде активно обсуждается вопрос всеобщей забастовки, начиная с 1 сентября 2010 года.

- Получается, что проект «Наша новая школа» уже сейчас представляется весьма проблемным. «Новая школа» в условиях коренного реформирования бюджетной сферы может оказаться и не «нашей» и не «школой»?

- Все идет именно к этому. Мало того, власть уже сейчас пытается коренным образом реформировать систему педагогического образования. Чиновники настаивают на том, что педагогическое образование отстает от классического. По их логике, в школу нужно пустить преподавать практически всех подряд. Мы же считаем, что потенциал у педвузов большой, и они вполне способны подготовить высококвалифицированного учителя, владеющего новыми информационными технологиями, компьютерной техникой, а самое главное - высоким уровнем знаний. Ведь мало отлично знать фундаментальную науку, нужно еще уметь донести ее до других. Научить другого человека способен только учитель, и только педагогический вуз может подготовить школьного преподавателя.

- В начале учебного года мы с вами подробно говорили о проблемах, которые принесла в образовательные учреждения новая система оплаты труда. За прошедшие девять месяцев ситуация принципиально изменилась?

- Нет, не изменилась. Профсоюз часто подвергается критике по поводу того, что мы, дескать, концентрируем свое внимание преимущественно на вопросах заработной платы. Но мы убеждены, что вопрос зарплаты - приоритетный. Несмотря на введение новой системы оплаты труда (НСОТ), зарплата педагогов по-прежнему остается низкой. Несовершенство методик перехода на НСОТ, недостаточное финансирование в ряде случаев привели к уменьшению, а не к увеличению доходов учителей. Главной проблемой по-прежнему остается сохраняющаяся зависимость оплаты труда от количества учеников в классе. Зарплата педагогов, работающих в классах с меньшей численностью, ниже, хотя юридических оснований для этого нет. Учитель невольно стал заложником демографической ситуации.

Чтобы хоть как-то увеличить зарплату, стали объединять классы, доводя численность учащихся до 30 и более человек. Еще одна мера «оптимизации» – сокращение ставок воспитателей групп продленного дня, логопедов и таких необходимых в наше время специалистов, как социальные педагоги и психологи.

Однако надежды учителей на реальное повышение зарплаты все равно не оправдались. Новая система не позволила достичь заявленных целей: повышения престижа учительской профессии и мотивации к качественному и эффективному труду.

- В рамках нацпроекта «Образование» на протяжении последних трех лет лучшим учителям выплачивались суммы в размере 100 тысяч рублей. Вроде бы неплохое подспорье…

- Премирование сотни педагогов на фоне бедности десятков тысяч погоды, как вы понимаете, не делает. Кроме того, в нынешнем году бюджет данного направления нацпроекта уменьшился на 80 процентов. При том, что размер премии педагогам-победителям увеличился вдвое – со 100 тысяч рублей до 200 тысяч рублей, «квота» для лучших учителей России урезана в десять раз – с 10 тысяч человек до тысячи. Если в 2009 году в Воронежской области 158 учителей получили президентские премии, то в 2010 году их получат только шестнадцать.

- Ваша профсоюзная организация уже на протяжении года настойчиво поднимает проблему недостаточного финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Удалось ли сдвинуть дело с мертвой точки?

- Проблема низкого уровня финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования (НСПО) послужила причиной обращения профсоюза к губернатору Воронежской области Алексею Гордееву. Он заинтересовался положением дел в таких учреждениях. Результатом стало обсуждение вопроса сначала на заседании Правительства Воронежской области, а затем и на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На ней единогласно (в том числе и представителями областной власти) одобрен проект решения, включающий массу конкретных предложений профсоюза, которые могут существенно поправить ситуацию. Однако когда в конце апреля в облсовпроф из Правительства области на визирование поступил протокол заседания комиссии, то оказалось, что в решении по данному вопросу редакция нескольких принципиальных для профсоюза пунктов была кардинальным образом изменена, а еще несколько пунктов вообще были аннулированы. Документ полностью выхолощен.

В настоящее время координатором комиссии от стороны профсоюзов, заместителем председателя облсовпрофа Николаем Миляковым, направлено письмо в Правительство области с требованием вернуть протокол к первоначальной редакции.

- Получается, что разрекламированный механизм социального партнерства дает серьезные сбои. Ведь известно, что у профсоюзов работников бюджетной сферы возникли разногласия с областными властями и по вопросам организации летнего оздоровительного отдыха детей бюджетников. В чем эти разногласия?

- Начиная с 2010 года финансовые полномочия по организации летнего отдыха Федеральным центром были переданы регионам. Власти Воронежской области не преминули и на этом деле сэкономить. Причем в качестве объекта экономии они выбрали одну из самых незащищенных, на мой взгляд, категорий – детей бюджетников. Областным руководством принят закон, в соответствии с которым такая категория, как «работающие родители», под которую и подпадают большинство бюджетников, может рассчитывать только на пятидесятипроцентную скидку от базовой стоимости путевки, составляющую в этом году 8250 рублей. В реальности же цена на путевку доходит до 17350 рублей.

Этот вопрос я ставила неоднократно. Но областные чиновники меня так и не услышали.

Беседу вела: Людмила Тореева.

Источник: «Коммуна», № 91 (25522), 25.06.10г.


Возврат к списку