Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
От своего учителя Анатолия Эфроса Анатолий Иванов усвоил в ряду главных составляющих художественного успеха - брать для постановки драматургию талантливую, полноценную, говорящую и уму и сердцу, ставить классику или равноценную ей современную пьесу.
В Воронеже он дебютировал «Женитьбой» Н.В.Гоголя. Местная критика, привыкшая к иной эстетике, встретила дебют прохладновато. Спектакль через год уже собирались выводить из репертуара, но счастливый случай распорядился по-своему. Постановку увидели гости из Польши – и пригласили на фестиваль в город Гожув. А в 1990-м – опять счастливый случай! - спектакль увидел главный редактор «Театральной жизни» Олег Пивоваров и включил в афишу фестиваля «Лучшие спектакли России», на котором воронежская постановка оказалась номером первым. А потом она была показана в Москве, записана на радио, снята Центральным телевидением. Надолго стала «визитной карточкой» театра.
Провозгласив программу «От Гоголя – к Чехову», в 1992-м Анатолий Иванов ставит спектакль «Прости меня, мой ангел белоснежный…» по ранней пьесе А.П.Чехова «Без названия» и по собственному сценарию. Отзывы в местной прессе появились уничтожающие. Менее стойкий человек просто плюнул бы и бежал из Воронежа подальше, а то и инфаркт получил бы. Но – опять счастливый случай! – через полгода после премьеры постановка оказалась на фестивале в Москве.
Наутро после представления на первой странице «Известий» появилось сообщение: «Фестиваль российских театров «Играем Чехова» завершился достойно: прекрасным спектаклем Воронежского театра драмы имени А. Кольцова в постановке А. Иванова «Прости меня, мой ангел белоснежный…»
Культура, традиции, высокий уровень актерства (какие лица! голоса!) в сочетании с режиссерской чуткостью и изобретательностью – в итоге редко ставящаяся юношеская пьеса Чехова обрела яркую сценическую форму, превратилась в живой, эмоциональный спектакль, в равной степени «зрительский» и «актерский».
И спектаклю была предопределена счастливая судьба. Тут следует подчеркнуть, что Анатолий Иванов был именно первооткрывателем юношеской пьесы Чехова. Это уже после воронежской постановки на нее обратили внимание, и она до сих пор, под разными режиссерскими названиями, идет во многих городах.
Анатолий Иванов, будучи солдатом, служил на Семипалатинском атомном полигоне во время испытаний ядерного оружия в атмосфере. После окончания ГИТИСа в 1969 году работал очередным в Тамбове, потом главным режиссером в Южно-Сахалинске, в том же Тамбове и Пензе. С 1987 и по 2009 год, более 20 лет, Анатолий Иванов определял творческое лицо Воронежского академического. |
К сожалению, объективные оценки творчества А.В.Иванова не так часто встречались в воронежской прессе, чаще – в Москве или даже за рубежом.
Иванову досталась в Воронеже нелегкая судьба, которая выпадает на долю не каждого режиссера - вместе с коллективом лишиться «намоленной веками» сцены и оказаться в чрезвычайных обстоятельствах. Осенью 1996 года коллектив вынужден был перейти на малую сцену нового недостроенного здания (оно и до сих пор ведь не достроено). В результате воронежский зритель лишился лучших спектаклей, не уместившихся на малой сцене, с залом на 160 человек. А спустя шесть лет некоторые спектакли с этой сцены были переведены на большую сцену в том же здании. Естественно, не без потерь. К тому же, большой зал на 700 мест не соответствует требованиям театральной акустики…
Не всегда был «удобным и послушным» Анатолий Васильевич в отношениях с начальством, что ему также не прощалось. Так, он наотрез отказался в Год Кольцова реанимировать «фирменную» постановку Фирса Шишигина «Алексей Кольцов», осуществленную в 1958 году. Это и в принципе невозможно. Для этого надо было бы воскресить Фирса Шишигина. Иванов не брался за то, что он не умел делать.
Анатолий Васильевич Иванов не только проповедовал психологическую школу Станиславского и Анатолия Эфроса, своего учителя, но и практически воплощал и развивал ее. Он воспитывал актера для роли, развивая его физическую и психологическую пластику. Одна из самых сильных сторон Иванова-режиссера – редкое умение создать ансамбль, надежно работающий на идею спектакля, в котором никто не выбивается за пределы психологически обусловленной сценической достоверности. И это давало удивительные результаты. По статистике, в России спектакль в среднем живет на сцене не более трех-трех с половиной лет. Постановки Иванова в большинстве своем были долгожителями - «Женитьба» игралась 19 лет, «Пришел мужчина к женщине» -20 лет. «Вишневый сад» в репертуаре уже восемь сезонов.
За время работы в театре Анатолий Васильевич Иванов воспитал не одно поколение актеров в духе реалистического психологического театра. За время его художественного руководства восемь актеров Кольцовского театра получили почетное звание Народного артиста, столько же стали Заслуженными артистами России, три человека - Заслуженными работниками культуры. Анатолий Васильевич Иванов обладал прекрасным педагогическим даром. В 1998 году он выпустил курс на базе Воронежской академии искусств. Его выпускники уже сегодня занимают ведущие позиции в репертуаре театра.
Будем откровенны, Анатолий Иванов в жизни был непростым человеком. Нередко с ним было сложно, трудно. Бывало, что с кем-то обходился жестоко. Но многое ему прощалось, как прощают Мастеру. Но то, что он сделал себя сам на трудном поприще театрального искусства и сделал себя Личностью – яркой, всероссийски известной по заслугам, – это понимали, кажется, все. А его талант работал на престиж театра и области в целом.
За 22 года 19 постановок показаны на 19 международных фестивалях, включая Германию, Турцию, Польшу, Беларусь, а также, даже дважды, самый престижный Международный фестиваль имени Чехова в Москве. 17 раз театр был участником всероссийских фестивалей. Таким образом, за 22 года с Ивановым театр был представлен на фестивалях 36 раз. И – очень важно – всегда за счет приглашающих сторон. Потому что сегодня ситуация такая: деньги есть – ума не надо. Можешь хоть ежегодно кататься на международный фестиваль во французский Авиньон. |
…Уже год Кольцовский театр без Иванова. Год оказался весьма непростым. После ухода Мастера какие-то силы начали сводить счеты с коллективом. Сразу после сбора труппы в сентябре 2009 года в прессе стало гулять определение «скандал в театре». Хотя это было собрание, на котором артисты задавали областному руководству естественные в таких ситуациях вопросы. И только. Другое дело, что найти тотчас же ответы на эти вопросы было непросто.
Был назначен очередным режиссером в театр Адгур Кове. Начал репетиции. Ушел. Уехал в Тверь возглавлять свой театр. Это тоже естественно. В прессе это было подано как «зазнавшийся» коллектив «съел» Кове. Никто его, естественно, не ел.
На мой взгляд, в течение прошедшего без режиссера года какие-то «доброжелатели» позиционировали новому руководству области коллектив Кольцовского театра, а заодно и режиссера А.В.Иванова, не в лучшем свете. Вот какие условия были для творчества. Два режиссера со стороны ставили свои два спектакля. И у каждого за неделю до премьеры отбирали зал, в котором проводили областные театрализованные, но отнюдь не театральные, мероприятия. В итоге приглашенные режиссеры накануне выпуска вынуждены были проводить репетиции то на сцене ТЮЗа, то на сцене Дома актера.
Понятно, здание театра – областная собственность, но есть ведь у театра основная функция –выдавать «продукцию» в виде постановок. А может ли она быть высокого качества в неподходящих условиях?..
Конечно, актеры – народ терпеливый и зависимый. Но ведь речь идет о судьбе большого и по-настоящему интересного театра, который, по статистике, за прошлый сезон посетили более 100 тысяч воронежцев – каждый десятый житель города. Воронежцы любят свой театр. И лишать их этой любви – грех. И коллектив театра, и Анатолий Иванов заслуживают к себе, конечно, более бережного отношения.
А на направленное в областное Управление культуры предложение провести в 2011 году, в год 70-летия Анатолия Иванова, в Воронеже фестиваль русской классики, посвященный режиссеру, а также издать книгу о его творчестве, никто даже не ответил.
Коллектив театра своими силами готовится увековечить память о режиссере Анатолии Иванове. 15 июля театр дает благотворительный спектакль «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена» по пьесе Рея Куни в постановке Анатолия Иванова. Сбор от спектакля пойдет на создание и установку памятника на могиле режиссера и мемориальной доски на здании театра. Одним из первых на эту акцию откликнулся генеральный директор комбината строительных деталей Владимир Бубнов. Впрочем, желающие принять участие в акции могут навести справки по телефонам 565-666 и 555-472.
А 7 сентября, в день рождения А.В.Иванова, театр организует День памяти режиссера. Тогда же планируется установить памятник на его могиле и открыть мемориальную доску на здании театра. Уже разосланы приглашения коллективам российских театров, в которых он работал, ставил спектакли.
Анатолий Иванов был талантливый режиссер-педагог, проповедовавший своим искусством вечные ценности – Истину, Добро и Красоту. Его нет с нами. Но живы его спектакли, которые можно увидеть на сцене и сегодня. Живы его ученики, которые продолжают дело талантливого Мастера.
Автор: Николай Тимофеев.
Источник: «Коммуна», № 92 (25523), 26.06.10г.
О Народном артисте России Анатолии Иванове вспоминают не только в Воронеже. В «Коммуну» пришло письмо из Таганрога…
1995 год… Тяжелые годы для России. Приостановились гастроли театров по стране, стало не хватать средств для театральных постановок.
И вот в этот момент – о, чудо! – Таганрогский театр пригласил Анатолия Иванова для постановки булгаковского «Бега».
Зрители нашего города увидели его впервые в мае того же года на театральном фестивале. Воронежцы приехали со спектаклем «Прости мне, мой ангел белоснежный…». Поистине это было одно из лучших сценических прочтений этой чеховской пьесы.
Теперь о «Беге». Скептики утверждали: мол, после фильма с участием Алексея Баталова, Михаила Ульянова, Владислава Дворжецкого у вас будет провал. А у нас «Бег» с аншлагом прошёл аж десять раз подряд!
Всего же Анатолий Иванов поставил у нас девять спектаклей.
Уход из жизни Анатолия Васильевича стал потерей не только для воронежцев, но и для нас. Десятой его постановки в нашем театре, увы, не случилось. Светлая тебе память, тёзка!
Анатолий Феденко,
Заслуженный артист РФ. г.Таганрог.
Источник: «Коммуна», № 92 (25523), 26.06.10г.