Управление природных ресурсов Воронежской области



Есть вопрос?




Вернисаж. Йозеф Бойс и зайцы

29.06.2010

С новым проектом липецкого художника можно познакомиться в Воронежской галерее «Х.Л.А.М»

- В родном Липецке я в своё время очень много своих работ показывал. А сейчас интерес к искусству там исчез, и куда-то исчезла публика. Я знаю, что в Воронеже есть публика, которая может воспринимать то, что делаю, - признаётся художник Юрий Татьянин, выставка которого открылась на днях в галерее «Х.Л.А.М».

В этих стенах его работы уже можно было увидеть на выставке «Мой милый китч». Но тогда Татьянин был лишь одним из участников. Новая, персональная, выставка получила очень длинное и вполне исчерпывающее название: «ПРОЗАЕК. Других зайцев у меня для вас нет, или Всё, что вы хотели знать о мёртвых зайцах, но стеснялись спросить, или Морковь - кладовая каротина».

У экспонатов, показанных в «Х.Л.А.М»е, имеется предыстория.

Однажды Татьянин выпустил тиражом 44 экземпляра сборник, включающий 15 рассказов. Героем одного из них стал Йозеф Бойс – немецкий художник-концептуалист. Известно, что во время Второй мировой войны он служил в германской авиации, и его самолет был сбит над Крымом. Спасли будущего лидера постмодернизма местные жители, обмазав умиравшего Бойса жиром и завернув в войлок. Этот факт, как бесстрастно сообщает Википедия, «предопределил образный строй его будущих произведений».

Во время одного из самых известных своих перфомансов Бойс объяснял смысл современного искусства мёртвому зайцу. Эти факты вдохновили Юрия Татьянина на создание собственного мифа о художнике. Так в рассказе появилась история о том, что до войны Бойс якобы учился в Липецкой секретной лётной школе, где готовились профессиональные кадры для германской боевой авиации, а заодно учился здесь рисованию.

- В Липецке многие были уверены, что я и самого Бойса придумал, - рассказывает Татьянин. При этом особо оговаривает: Бойс как реальная, а не мифологическая, личность интересен ему гораздо меньше, чем нежно любимые отечественные творцы – такие, как Михаил Пришвин, Андрей Платонов, Василий Розанов.

Ещё одно признание художника – «я работаю с советскими и российскими мифами». На самом деле - не только с советскими. Как было сказано кем-то на открытии выставки, показанные работы демонстрируют «взаимоотношения зайцев с Ван Гогом, Малевичем, Бойсом и милиционером». Картина «Едоки моркови» - ремикс ван-гоговских «Едоков картофеля». Одни зайцы летят в космос - другие садятся нетрезвыми за руль, чтобы трагически поплатиться за свой проступок («Пьяный за рулём – враг народа»). По соседству инфернальный мёртвый заяц оживлённо общается с не менее инфернальным Лениным («Морковь отдайте детям»). А несколько картин – стилизация заячьих надгробий с соответствующими трагическому моменту эпитафиями:

Не высказать горя, не выплакать слёз.
Ты радость навеки из дома унёс.
Из жизни ты ушёл мгновенно,
А боль осталась навсегда.
Одна из работ, видимо, вдохновлена воздушным боем, после которого судьба лётчика Бойса столь круто изменилась. Вражеские самолёты горят, немецкие лётчики пытаются спастись, воспользовавшись парашютами, но внизу их поджидают суровые зайцы-патриоты, чтобы обезвредить противника с помощью пресловутого войлока. Здесь же – сложенные в клетке «трупы» плюшевых зайцев с хирургическими швами на груди, а также кое-что из личных вещей покойных: в частности, разрисованные Юрием Татьяниным чемоданы.

- На выставке их два, - говорит автор. – Хотел я ещё и третий расписать... Взял чемодан в руки – и понял, что это уже будет механическая работа, не имеющая никакого отношения к творчеству.

На этом работа над проектом была завершена. Впрочем, нельзя исключать, что однажды Юрий Татьянин всё же вернётся к заячьей теме – если вдохновение позволит.

Автор: Виталий Черников.

Источник: «Коммуна», № 93 (25524), 29.06.10г.


Возврат к списку