Поиск по сайту:
22.11.2024
Регистрация права собственности Воронежской области
21.11.2024
Мониторинг эффективного использования имущества Воронежской области
20.11.2024
Государственный кадастровый учет
19.11.2024
Проведение мероприятий по определению фактических границ территорий
15.11.2024
Какова же школа на самом деле, и что волнует учителей сегодня? По данным всероссийского мониторинга, это - неадекватная зарплата, бюрократизация учительского труда, отсутствие гибкости в оценке качества работы. Типичное мнение современного преподавателя: «Педагог сегодня становится чиновником, который с бумагами работает больше, чем с людьми».
Обесценивается педагогическая составляющая. В то же время появились тенденции к усилению инновационного потенциала школ. Многие учителя хотят учиться, так сказать, преодолеть «кризис некомпетентности».
Телесериал «Школа» утрировал ситуацию, перенес худшее на всю российскую школу. Это демонстрация беспредела, именуемого свободой., и это – неправда. Вопросы дисциплины и свободы, которая всегда была залогом демократии, остаются актуальными и в современной школе.
Философы со времен Платона утверждали, что свободен тот, кто сознателен. Каждый здравомыслящий человек ограничивает себя на основе знания норм морали и нравственности. В связи с этим вспоминается английская пословица: «Чтобы воспитать леди, нужно начинать с бабушки». Тем самым консервативные англичане подчеркивают важность традиций, которые лежат в основе воспитания. И на протяжении многих лет в результатах обучения школ Англии учитываются: умение понимать сверстников, умение бесконфликтно общаться, спокойно принимать противоположное мнение, с чем нельзя не согласиться.
А нам, наверное, поздно начинать в старших классах рассуждать о том, как должно быть. Гораздо раньше нужно начинать серьезные разговоры о человеческих ценностях, об этике отношений, чтобы формировалась нравственная система. Знания в школе сегодня в значительной степени адресуются к рассудочному началу, а не к духовности ребенка.
Безусловно, есть семьи, в которых сохранены традиции российской культуры, и определенная часть школьников обладают характером мышления и стилем поведения цивилизованного человека. В то же время исследования ценностных ориентаций старшеклассников, которые велись на протяжении ряда лет в школах Воронежской области, показывают, что значительная их часть не подготовлена к созданию собственной семьи, деловому сотрудничеству с другими людьми, к участию в политической жизни общества. На передний план в жизненных ориентациях выходят материальный достаток, карьерный рост, развлечения, что, в общем-то, должно волновать не только школу, но и общество в целом.
Интересные исследования провел Московский центр качества образования: «Что знают и что ждут от школы родители». Исследование показало, что ожидания родителей связаны с получением ребенком прочных знаний и приобретением определенного культурного уровня. Однако в ряду приоритетов редко представлены такие ориентации, как социальное взаимодействие и общественно полезная деятельность, защита Отечества, способность создать крепкую семью, чувствовать прекрасное.
Свое недостаточное участие в жизни школы родители объясняют нехваткой времени, отсутствием организационных навыков и так далее. В связи с этим можно понять осторожность ряда руководителей образовательных учреждений в создании управляющих советов: общество не вполне созрело, чтобы делегировать в общественные организации лучших своих представителей. Все опять упирается в человеческий фактор: подготовка кадров, мотивация.
Интересен в этом отношении был бы опыт школ, в которых особое внимание обращено на нравственно-ценностную сторону процесса образования, а академические программы были бы сбалансированы с программами с ценностными компонентами. Поэтому не удивительно, что вновь вспомнили о демократизации и гуманитаризации образования.
В целом нам есть чем гордиться. Ни одна из продуктивных мировых идей не обошла нашу школу. Отечественная педагогическая традиция всегда транслировала такие идеи, как внимание к личности ребенка, овладение школьниками прочными базовыми знаниями и умениями, социальная направленность. Жаль, что мы, как всегда, подхватываем не лучшие идеи с Запада, втаптывая в грязь свои многовековые традиции.
Относительно недавно я участвовала в одном трогательном мероприятии – открытии памятной доски учителю СОШ №13 Л.Л.Абрамович. Вообще, на моем веку это было впервые, когда подобная честь оказывалась учителю, а организаторами были бывшие ученики. Жаль, что это волнующее событие осталось без внимания широкой общественности. Невольно задаешься вопросом о миссии педагогического труда: для кого мы работаем и какого результата хотим добиться? И мысленно я провела параллель, как бы «воспоминания о будущем» моей школы. И прежде всего это – учителя. Они отличались интеллигентностью, образованностью, внутренней культурой. Общение с ними было действительно судьбоносным, определяло дальнейшую жизнь, давало нравственные ориентиры.
В 2004 году в Америке была переиздана нашумевшая книга американского педагога Джона Гудлэда «Вот что такое школа», в которой автор утверждает, что «система государственного образования находится в преддверии полного краха», ярко это иллюстрируя. Но если книга предлагает некоторые рекомендации по улучшению ситуации в американской школе, то наши средства информации взялись муссировать тему на российском материале, не утруждая себя этим.
На этом фоне нельзя не отметить талантливые программы на 5-м канале Центрального телевидения. В одной из программ Светланы Сорокиной, посвященной эпохе гласности и открытости, она пыталась воспроизвести дух той эпохи – воодушевления, творческого подъема. Программы ЦТ «12-й этаж», «Лестница» были очень востребованы молодежью и педагогическим сообществом. Серия передач «Педагогика для всех» С.Соловейчика, газета «Первое сентября» под его редакцией, матвеевская «Учительская газета» вели педагогический поиск, высвечивая образы лучших педагогов.
Надо сказать, что воронежское телевидение в те годы блестяще сопровождало образовательные проекты. Уникальным событием тех лет стал фестиваль «Урок - 90». Воронежцы могли видеть в прямом эфире лучшие уроки, на которых в качестве экспертов находились преподаватели вузов, методисты, учителя. «Учительская газета» подхватила освещение тех событий, опубликовав материал «Три дня, которые потрясли Воронеж». Это был пример истинной интеграции и взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Тем обиднее, что последовавший далее общесистемный кризис поглотил тот энтузиазм. Нарастание в дальнейшем авторитарных тенденций сузило диапазон возможностей образовательных учреждений, что серьезно повлияло на результаты их деятельности, привело к снижению качества школьного образования, потере нравственных ориентиров в обществе в целом.
В настоящее время педагогические коллективы включились в реализацию Президентской инициативы «Наша новая школа». Выступая на открытии Года Учителя, Президент страны Дмитрий Медведев подчеркнул, что «новая школа» – это прежде всего достижение новых результатов школьного образования как основы для инновационного развития, не только знаний, но умений их создавать и применять».
По-видимому, эта обозначенный президентом ориентир объясняется во многом тем, что на протяжении ряда лет мы показывали низкие результаты в международных исследованиях PISA. Во всех трех номинациях – математическая грамотность, естественно-научная грамотность и грамотность чтения – оказались между 30 -ми 40-м местами. В то же время общеизвестен факт, что рабочий язык у программистов в Силиконовой долине – русский, то есть там много «наших». Неоспоримы и успехи российских школьников в международных олимпиадах. Дискуссии вокруг этого не утихают.
Конечно, можно только радоваться тому, что устояла олимпиадная система, и усилиями группы высокопрофессиональных педагогов и талантливых учеников удалось защитить честь страны. Но и обольщаться не приходится. Пример тому – напряжение в обществе по поводу результатов ЕГЭ.
В образовательном сообществе сложилось мнение: PISA проверяет совсем не то образование, которое мы даем. Какое же образование проверяет PISA? А оно направлено на оценку способностей учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, а не на результат освоения школьных программ. Многие задания составлены по принципу: «подвергай все сомнению». В то же время российские ученые неоднократно подчеркивали, что без базовых знаний серьезного результата не достичь. Так что дискуссии вокруг этого не утихают.
Любая реформа предполагает анализ ситуации и работу над ошибками. Отсутствие таких важных элементов системы не могло не сказаться на последствиях в системе образования.
Но почему безмолвствуют педагогическое сообщество, общество в целом? Всех устраивают те результаты, которые разными способами удавалось получить? Но ведь трудно сказать, какие знания понадобятся выпускнику школы дальше, какова его дальнейшая жизненная траектория.
Как-то в одной из газет я прочитала интервью с проректором Томского университета, бывшим «Учителем года» России. Он привел хороший пример из педагогической практики. Его попросили проконсультировать выпускника школы с целью оказания помощи. Его резюме было таково: «Если выпускник не знает таблицы умножения в начальной школе, дробей в пятом классе, а линейной функции – в седьмом классе, то я ему помочь ничем не могу».
– это вечные вопросы российской истории. В то же время качественное образование – это, безусловно, основа эффективного развития страны. И на мой взгляд, нужны серьезный анализ, опора на результаты исследований.
Редактор журнала «Директор школы» К.М.Ушаков не так давно опубликовал в своем журнале результаты исследований Международной консалтинговой компании Мак Кинси. В рамках исследования были проанализированы 25 успешных образовательных систем. Наблюдения проводились в течение 35 лет.
Для многих информация оказалась обескураживающей. «Единственный параметр, который определяет успехи детей и от которого зависит качество образования, это качество взаимодействия учителя и ученика на уроке, определяемое квалификацией педагога». А большая часть образовательных реформ практически не касалась образовательного процесса, профессиональной деятельности педагога.
Конечно, за последние годы менялся облик школ. Многие из них приняли участие в реализации национальных проектов, получили доступ к Интернету, к интерактивным средствам обучения, обеспечивают прочные знания учащихся, что подтверждается и в дальнейшем.
Правда, есть и другие уроки изменений последних десятилетий. И обо всем этом должен идти свободный диалог в обществе со стремлением участников понять друг друга, так как без общественного согласия нам не обеспечить реализации тех ценностных ориентиров, которые заложены в Президентской инициативе «Наша новая школа».
И в заключение хочется напомнить мудрое напутствие С.Л.Соловейчика: «Надо беречь школу, беречь ее дух, не давать втоптать ее в грязь, надо искать и защищать хороших учителей и директоров, объединять тех, кто делает школу лучше».
Автор: Нэля Морозова, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель школы Российской Федерации
Источник: «Коммуна», № 94 (25525), 01.07.10г.